"Я очнулся в луже своей крови": трагические истории жертв "обочин смерти" на Донбассе
Юрий сошел с дороги в овраг. Фото: С. Сашина
Направление Донецк-Волноваха, отрезком в 60 км., называют "Дорогой жизни". Это путь в направлении на Мариуполь, которым люди выезжают с оккупированных территорий. Кто-то – навсегда, кто-то навестить родных, кто-то едет за пенсией или за покупками (продукты в Донецке в три раза дороже, чем на подконтрольной Украине территории).
Опасный путь
Преодолевая этот маршрут, людям часами приходится выжидать в километровых очередях. Сначала пересекают пропускные пункты так называемой "ДНР", потом наши блокпосты. Между ними – "зона отчуждения". Наиболее рискованный участок дороги из Донецка – Еленовка-Березовое, протяженностью в полтора десятка километров. Тут и кроется опасность для путешествующих в виде растяжек и мин, расставленных боевиками вдоль трассы.
Противник минирует подступы к контролируемым Украиной территориям. В результате страдают невинные люди. Не только путешественники, но и местные, которые передвигаются по грунтовой дороге или выходят в поле. Украинские военные устанавливают предупредительные знаки вдоль смертоносного пути, однако люди пренебрегают предупреждениями, а иногда просто не замечают табличек.
Только в течение этого года, во время пересечения линии разграничения, в окрестностях села Березовое Марьинского района, на растяжках подорвались восемь человек (4 женщины и 4 мужчины). Один из пострадавших от полученных ранений скончался на месте.
Всех раненых свозят в ближайшую больницу в Волноваху. Медики говорят – иногда пострадавших приходится собирать по косточкам.
Лужа крови
Один из тяжелых пациентов – 57-летний Юрий Чернявский вот уже второй месяц практически не встает с больничной койки. У мужчины осколками посекло живот (перебило желудок), обе ноги и правую руку. Правой руке грозит ампутация.
Фото: С. Сашина
Юрий работает инженером на железной дороге в Донецке. На работе он часто слышал сообщение о минировании мостов, путей, о подрывы и т.п., но не осознавал всей серьезности ситуации, пока беда не коснулась его лично.
"Пока трагедия не коснулась меня лично, не осознавал, что опасность так близко, – рассказывает Юрий Чернявский. – Я понимаю, что подрываются. Мы сами железнодорожники, мы сами знаем, сколько случаев произошло подрыва наших рабочих. Просто, когда на путях какой-то незнакомый предмет вдруг взрывается. На машине там едут делать оперативную какую-то работу, и происходит взрыв. Но, знаете, когда оно не с тобой, то кажется оно возможно, а тут…"
Оправившись от шока, Юрий согласился рассказать нам свою историю. Признается, предупредительных знаков на линии разграничения не заметил, не обращал внимания. Увидел, как другие люди ходят по нужде в кусты, и себе решил. Ведь знал, что впереди его ждет еще несколько томительных часов в тянучках к украинским блокпостам. Пострадавший вспоминает, как долго планировал с женой отпуск к морю в Урзуф. Как, в конце концов, супруги решилось на путешествие, как преодолевали изнурительные очереди по направлению к подконтрольной Украине территории. Вспоминает, как остановился на территории разграничения (захотелось в туалет), как буквально на полметра сошел с дороги в овраг и тут... раздался взрыв.
"Очнулся в луже своей крови, – вспоминает Юрий. – Кровь была везде. Вижу перебитую ногу, людей рядом... Изначально они даже боялись спускаться ко мне потому что, говорят, может там еще что-то. Потом все-таки пошли, взяли меня. В очереди оказался медик, который сделал необходимый укол. Погрузили меня на машину, подвезли к посту, туда уже подъехала скорая помощь. После этого меня привезли в Волноваху, в больницу".
Фото: С. Сашина
Вместо моря, Юрий с женой вынуждены "отдыхать" в больничной палате. Мужчине предстоит длительное лечение, а потом и реабилитация. Но, не смотря ни на что, Юрий весел и оптимистичен. На вопрос о самочувствии отвечает, что только начинает жить.
"Меня только воскресили, поэтому еще жить и жить. Я не собираюсь умирать, это была бы бесполезная трата денег", – не унывает пациент.
Пренебрегла предостережением
Еще одна из пациенток Волновской ЦРБ, 44-летняя Светлана Мельничук также подорвалась на растяжке. Вместе с мужем и 12-летней дочерью семейство ехало в Волноваху, где живут у родственников. На оккупированной территории у них осталось хозяйство. Поэтому приходится каждую неделю ездить на территорию непризнанной "ДНР", подкармливать живность. В последнем таком "паломничестве", возвращаясь в Волноваху, Светлана чуть не лишилась жизни. По дороге домой, Светлану "прижало". В отличие от Юрия, Светлана Мельничук видела предупреждающие знаки, но пренебрегла предостережением. Женщина убедила себя, что таблички далеко, следовательно, и опасность позади. Пошла "в кусты" и услышала, как сработала граната.
Фото: С. Сашина
"Мне муж говорил: "Там же знаки стояли предупредительные, трафаретки". Ну, говорю, они же вроде бы вот там аж стояли (далеко, – ред.), туда мы не пошли... И, как бы, я не тупо пошла, я еще долго вокруг рассматривала, зная, что все это опасно. Ну, скорее всего, это тот миг, когда моргнул, шагнул и не заметил. Сказали, растяжка была, – рассказывает Светлана. – Первый щелчок, когда произошел, это я все, как бы, знаю. За эти 5 секунд, за которые я должна была убежать или там лечь или еще что там. Я думала: "Щелчок … что это может быть, что мне делать: спрятаться, выбежать, лечь?" И пока я это думала, мне показалось, я думала две минуты или три, и думаю "Ой, да ничего не стреляет. Все нормально". И еще пошла и присела, и присела… и присела. И потом произошел взрыв. Просто-напросто для меня эти 5-6 секунд показались несколькими минутами, и поэтому я не ушла, не убежала. И мне щелчок показался, как бутылка шлепает. И я подумала сначала: "О, щелчок, надо прятаться! Да нет, похоже на бутылку, да нет, на ветку похоже…"
После взрыва женщина была в шоковом состоянии и шокировала очевидцев трагедии своей выдержкой и мужественностью. Она самостоятельно стала на перебитые ноги, вышла на дорогу и попросила жгут.
"Я вышла, я в сознании была. Это же шок был. Я спокойно вышла из этого места. Вижу – люди бегут. Дочка в панике, муж в панике, а я, наоборот, спокойная была, говорю: "Аптечку дайте, дайте жгут, мы сделаем мне перевязку, сейчас в больницу поедем, меня зашьют и все". Потом начали ехать, начали звонить в "скорую". "Скорая" встретила на Волновахском посту", – вспоминает женщина.
Наиболее пострадали конечности. Осколки перебили сосуды. К операции привлекли военных медиков. Общими стараниями врачей Светлану удалось спасти.
Фото: С. Сашина
"Мне сказали, что я была в очень тяжелом состоянии, даже было момент, когда врачи думали, что меня потеряли. Я потеряла очень много крови. Оказалось, мне 2,5 литра крови поменяли. На мой-то небольшой вес – почти вся моя кровь", – говорит она.
Все это время за пациентку переживали муж и 12-летняя дочь София. "Дочь обнадеживает меня, говорит: "Мама, все будет хорошо", а я ей отвечаю, что верю в это".
Из-за своей легкомысленности Светлане теперь придется долго расплачиваться своим здоровьем. Изрешеченные осколками ноги опухли и невыносимо болят. Ей трудно ходить без палочки, но она старается. Врачи сказали, если привыкнет к трости, так и останется ходить. Светлана показывает шрамы от операции и считает осколки, застрявшие в ее теле – около десяти. Светлана свыкается с мыслью, что эти осколки ей придется всю оставшуюся жизнь носить в себе. Вынимать врачи не советуют, дабы не сделать еще хуже.
Выводы для себя женщина уже сделала, но что сделают другие – сомневается. Эти слова подтверждает грустная статистика. Вот только недавно, на участке дороги Донецк-Волноваха-Мариуполь, в районе села Березовое на растяжке установленной боевиками на "обочинах смерти", подорвалась девушка лет 30-ти. Пострадавшая выезжала из осажденного боевиками Донецка в Мариуполь.
Фото: mvs.gov.ua
Врачи констатируют – если раньше оказывать помощь приходилось только военным, в последнее время на растяжках подрываются и гражданские лица. К тому же, кроме физических, люди получают и моральную, психологическую травму. Особенно те люди, которым предлежит длительное лечение, они понимают, что полного восстановления может и не быть, а это люди молодого, работоспособного.
Дабы ваши планы внезапно не прервал взрыв гранаты или мины, донецкая милиция постоянно напоминает гражданам о бдительности во время передвижения опасными территориями (серой зоной) и предупреждает, что вблизи блокпостов сходить с дороги нельзя.