Скандал с махинациями вокруг Гонтаревой: все подробности
Глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева оказалась в центре скандала: адвокат Ростислав Кравец подал исковое заявление в отношении главного банкира страны в прокуратуру Киева с требованием провести досудебное расследование действий регулятора в августе 2014 года.
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ. По словам истца, подозрительно выглядит валютная политика регулятора в августе 2014-го. В частности, 5 августа Нацбанк на межбанке торговал в пределах 11,93-12,26 грн./$, но уже 8 августа курс вырос до 12,45-12,6 грн./$. В итоге регулятор сначала продал $69 млн, а потом купил $35 млн. То есть, на каждом долларе украинский бюджет потерял 19 копеек.
Не исключено, что эти действия НБУ в августе будут трактованы согласно ст. 364 УК – злоупотребление властью или служебным положением, с целью получение неправомерного преимущества для себя или другого юридического или физического лица, использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы.
Как отметил в комментарии "Сегодня" Ростислав Кравец, подобное изменение курса за короткий период, аналогичное августовским событиям, наносит большой ущерб бюджету Украины. "За несколько дней валюта подорожала на 3-4%. И в этих условиях сначала Национальный банк продал валюту дешевле, а потом, когда подорожание состоялось, купил ее дороже. Это позволило фактически заработать спекулянтам. Странно слышать о плавающем курсе, когда он за несколько дней колеблется в пределах 3-4%. В условиях здоровой рыночной экономики – это невозможно. Поэтому считаю, что подобного рода действия незаконны. В связи с чем обратился с соответствующим заявлением в прокуратуру", – сказан нам юрист.
По его словам, данное исковое заявление три раза подавалось в суд, и дважды было отклонено. И вот, наконец, 1-го декабря 2014 года Печерский райсуд Киева удовлетворил заявление истца и обязал столичную прокуратуру начать досудебное расследование и внести соответствующую запись в Единый реестр досудебных расследований.
РЕАКЦИЯ. Правда, как отметила на своей страничке в "Фейсбуке" пресс-секретарь столичной прокуратуры Алена Яхно, пока никакого производства в отношении главы НБУ нет. "Спешу сообщить, что в отношении Гонтаревой в прокуратуре Киева пока нет никаких производств. Вчерашнее решение Печерского суда, о котором сообщили СМИ, к нам не еще приходило. Мы его ждем с нетерпением", – отметила она. Между тем в комментарии "Сегодня" Алена Яхно уточнила, что решение Печерского райсуда может поступить в столичную прокуратуру максимум в пятницу: "Это зависит от того, как быстро в Печерском суде все перешлют. После этого заявление будет внесено в Реестр, но как будет классифицировано это производство, потом определим. Ведь мы не видели решения суда, но как только его получим, сразу же сделаем официальное заявление".
В свою очередь, в пресс-службе Нацбанка осторожно комментируют эту ситуацию. "Мы никаких документов не получали, поэтому комментировать нечего", – сказали нам в ведомстве. А в одном из официальных комментариев регулятор уточнил, что выполняет свои функции согласно закону. "По существу обвинения: покупка и продажа валюты на межбанке в зависимости от конъюнктуры рынка является прямой профессиональной функцией Национального банка, при этом все процедуры НБУ строго регламентированы", – акцентировали в НБУ.
ПЕРСПЕКТИВЫ. Тем временем Ростислав Кравец считает, что досудебное расследование столичная прокуратура может провести в течение двух месяцев. По его словам, если августовские действия НБУ будут признаны махинацией, тогда "компании и люди, у которых были валютные кредиты, смогут, благодаря этому решению возместить убытки, которые они понесли в связи с такими непродуманными действиями НБУ – для этого надо будет обратиться в суд".
А юрист Алексей Святогор добавляет, что такая практика может дать возможность людям добавиться признания недействительными постановлений НБУ. Такую практику поддерживает и президент Украналитцентра Александр Охрименко: "Если бы украинцы активно подавали иски в суд на действия НБУ, это возымело бы хороший моральный эффект. Регулятор более ответственно относился бы к тем шагам, которые осуществляет на валютном рынке. И считался бы с мнением и пожеланиями населения".