Главный пластический хирург Украины: "Отказываю тем, кто хочет поменять пол"
Ростислав Валихновский.
В пресс-студии «Сегодня Мультимедиа» побывал к. м. н., врач-хирург, Заслуженный врач Украины, член президиума Всеукраинской ассоциации пластических, реконструктивных и эстетических хирургов Ростислав Валихновский.
О самых частых просьбах украинцев и утешении несчастных влюбленных
— Какие операции в области пластической хирургии украинцы сейчас делают чаще всего?
— Учитывая ситуацию в стране, сейчас мы чаще всего работаем с последствиями боевых действий: повреждениями кожи, суставов и костей после травм, ожогов и огнестрельных ранений. Ребят с Востока поступает очень много. Прибавьте к ним еще не всех пролеченных после Майдана. После того как с пострадавшими поработали специалисты оперативной и ожоговой хирургии, наступает наша очередь. Многие врачи сейчас оперируют таких ребят бесплатно — информацию о том, что они делают это, клиники дают на своих сайтах.
Что касается мирных операций, то их стало гораздо меньше — украинцы стали экономить и уже не обращаются к пластическим хирургам так часто, как раньше. Но если составлять какой-то рейтинг, то на первом месте операций — посттравматические, затем — омоложение, исправление дефектов, полученных в других клиниках (да-да, не удивляйтесь, очень часто украинцы делают ту же подтяжку за границей, но неудачно, а потом приезжают к нам, умоляя исправить ситуацию). Еще среди популярных риносептопластика — исправление носовой перегородки и коррекция внешнего носа. Часто просят исправить дефекты ушных раковин — убрать лопоухость, к примеру. Конечно, не будем забывать о липосакции, увеличении груди и пересадке волос.
— А к вам обращаются с какими-то неадекватными просьбами?
— Конечно! Чаще всего молоденькие девушки. В несчастной любви и других своих бедах они винят внешность — грудь маленькая или кончик носа не в ту сторону смотрит. Тут приходится включать психолога и долго разговаривать, объясняя, что проблема не в этом, и при постройке настоящих, крепких и глубоких отношений на нос партнера люди смотрят в последнюю очередь. Иногда удается отговорить пациента от операции, иногда нет. Если просьба адекватная — работаем с человеком, если нет — отказываем: имеем полное право. Но тут тоже надо быть аккуратным. Есть такое понятие, как дисморфофобия — серьезное неприятие и даже отвращение к своему телу или какой-то его части. Это неприятие может привести человека к депрессии и даже суициду. Если при таком синдроме психотерапевт не справляется, пластическому хирургу проще уступить, чем отказать человеку, и тем самым взять на себя часть ответственности за возможную трагедию.
О сходстве с барби и груди №8
— Просят ли украинки сделать им внешность какой-нибудь звезды — украинской или мировой?
— На моей памяти быть похожим на украинскую звезду не просил никто. Очень популярны так называемые пакетные просьбы: сделать ровным нос, узкими щеки и выразительными скулы — как у Барби. Еще в абсолютном топе просьб — сделать нос, как у Николь Кидман, и губы, как у Джоли. Правда, в последнее время о ее губах все забыли: после того, как актриса удалила обе молочные железы и яичники, сейчас просьбы повторить именно эти операции участились в разы. На мой взгляд, Джоли перестраховалась. Я понимаю ее логику: у нее был большой риск заболеть раком груди, и потому она удалила и грудь, и орган, который активно продуцирует гормоны.Они, в свою очередь, «помогают» опухоли развиваться. Но Анджелина поступила слишком радикально — вполне достаточно было просто регулярно наблюдаться. Важно понимать, что Джоли показала миру пример, но пример дерзкий и рискованный — не советую следовать ему всем поголовно.
— Часто ли пациентки просят увеличить им грудь?
— Да. Но если раньше, как только в Украине начали делать такие операции, девушки просили сделать ее гораздо больше, то сейчас за несуразными размерами не гонятся. Украинки теперь стали грамотнее и просят сделать все просто красивее и гармоничнее. Хотя у меня и был случай, когда просили грудь 8-го размера. Но большинство обращений гораздо адекватнее. Такие операции для нас уже стали рядовыми — украинские пластические хирурги научились делать их почти ювелирно. Настоящую грудь от искусственной (конечно, не астрономических размеров) сейчас отличит только профессионал. К примеру, кожу для установки импланта сейчас разрезают не под грудью, как раньше, а возле соска, а потом шрам очень аккуратно ретушируют.
— У многих после беременности на животе остаются растяжки и так называемый фартук — лишняя кожа, которая не подтянулась обратно. Можно ли избавиться от них?
— Растяжки, к сожалению, невозможно удалить полностью — конечно, если не отрезать полностью участок кожи с ним. С растяжками справляются и специалисты-косметологи: вводят в растяжки специальные коктейли с коллагеном, который восстанавливает кожу и повышает ее упругость. Да и ту же мезотерапию никто не отменял.
По поводу фартука: от него избавляться хирургически надо однозначно. Он возникает не только после беременности, но и после резкого похудания, к примеру. У меня недавно был 44-летний пациент, который похудел с 250 до 138 кг. Фартук у него был до колена! Плюс — грудь немалого размера и другие проблемы. Мы делали ему полную пластику тела, удаляя лишнюю кожу отовсюду.
Женщина может беременеть после того, как удалит фартук и растяжки, но после следующих родов они, скорее всего, появятся снова, и опять нужно будет идти к пластическому хирургу, чтобы от них избавиться.
О трудных операциях и о смене пола
— Бывает такое, что пациент приходит к пластическому хирургу с какой-то просьбой, а доктор бессилен?
— Редко, но бывает. Чаще всего это касается серьезных ожогов, когда повреждено более 60 процентов тела. Ведь при ожогах кожа со здорового участка пересаживается на больной. При сильных ожогах брать кожу для пересадки просто неоткуда. Мы пока не научились выращивать искусственную кожу, хотя, надеюсь, через несколько лет в Украине появится лаборатория для этого. А пока мы пользуемся другими методами. Например, специальными приспособлениями несколько недель или месяцев растягиваем кожу на других участках тела, а потом пересаживаем. Пока кожа растягивается, человеку могут временно «подсадить» свиную. Самые тяжелые ожоги, конечно, лицевые — сохранить красоту после них очень сложно. К нам недавно поступила пациентка, которую подружка из зависти облила серной кислотой. Тяжелый случай — девушке понадобится несколько пересадок, чтобы максимально восстановиться. Конечно, в таких случаях очень выручала бы процедура пересадки лица, но у нас такие вещи пока запрещены законом, так что ни одной подобной операции в Украине пока не проводилось.
— Просили ли вас когда-нибудь пациенты поменять им пол?
— Да, но я ни разу не проводил таких операций. Мое глубокое убеждение — такие вещи противоестественны для славян, тем более, верующих. Пластическая хирургия должна быть честной и не менять природу человека. Я знаю врачей, которые делают такие операции, и врачи эти хорошие и профессиональные, но я все равно не считаю, что они правы.
О главном правиле врачей-хирургов
— Вы — лицо медийное: консультируете героев многих ТВ-шоу. Скажите честно: вас часто после съемок тихонько дергают за пиджак и просят им помочь?
— Очень часто. Просьб о помощи много, и от незнакомых, и от близких. Кстати, по поводу близких: у пластических хирургов есть правило: никогда самим не оперировать своих родственников и друзей. Если у кого-то возникает такая необходимость, мы отправляем их к коллегам — сами не беремся. Мы переживаем за каждого пациента, но если на столе лежит твой отец, жена или ребенок — сами понимаете, нервничаешь еще сильнее.
Детский вопрос
— С какими проблемами к вам обращаются мамы?
— Чаще всего это лопоухость, «волчья пасть» и «заячья губа». Многие родители идут с такими проблемами к пластическому хирургу, когда ребенку уже исполнилось 7—8 лет. А ведь такие проблемы можно и даже нужно решать раньше, до года-двух. Операции несложные, заживает все довольно быстро. Плюс у детей нет психологических травм — они не чувствуют себя особенными, над ними не издеваются сверстники. Пластика ушей и неба стоит немало, но не так уж и неподъемно — от 5 до 12 тысяч грн за исправление одного дефекта.
Мужчины тоже хотят быть красивыми
— Какие проблемы во внешности волнуют мужчин?
— Чаще всего обращаются за пересадкой волос. По этому поводу, кстати, могу рассказать забавный случай. Пересадка волос — вещь и вправду популярная, к нам с таким приходят по нескольку раз в день. И вот однажды пришел мужчина лысый, как колено. Еще до того, как он заговорил, я все понял и сразу начал думать, как именно буду делать шевелюру на этой голове. Мужчина сел, протянул руку к голове, почесал ее, потом показал малюсенькую родинку за ухом и сказал: «Доктор, удалите мне ее, пожалуйста — так она мне надоела!». Про волосы — ни слова. Случай, может, и некрупный, но я хорошо его запомнил.
После пересадки волос по частоте мужских просьб — «подправить» нос после травмы: многие в юности увлекались боксом или просто серьезно дрались. Часто просят сделать их помоложе — знали бы вы, скольким телеведущим, артистам и политикам (в том числе тем, чьи имена сейчас гремят) я помог «скинуть» несколько десятков лет! Также мужчины просят поработать над глазами — например, грыжей (выпячиванием) века. Ну и, конечно, липосакция в области передней брюшной стенки и бедер. От жира на животе можно избавиться физкультурой и диетой, но не у всех хватает на это сил и терпения.