Корреспондент: Судьба «диктаторских» законов от 16 января 2014-го
Фото: УНИАН "Диктаторские" законы парламент прошлого созыва принимал поднятием рук и в пакете с другими нормами
Корреспондент разобрался, какие нормы с "диктаторских" законов остаются в силе и ждет авторов скандальных документов.
Ровно год назад принятие «диктаторских законов» спровоцировало массовые беспорядки в центре Киева, пишет Евгения Вецько в №1 журнала Корреспондент от 16 января 2015 года. Тогдашняя оппозиция заявляла, что власть пытается лишить украинцев гражданских свобод. Теперь в Народном фронте предлагают объявить 16 января чёрным днём календаря.
«Я считаю, что украинский парламент больше никогда не должен работать в этот день», — говорит замглавы одноимённой фракции Андрей Иванчук.
Но пока устраивать себе внеочередной выходной депутаты не спешат.
Всего было принято 11 документов. Спустя неделю после публикации под давлением улицы и оппозиционеров девять из них были отменены. Без обсуждения, пакетом. Политологи тогда назвали это крупной победой Майдана и оппозиции. А депутаты, поддержавшие отмену одиозных законов аплодисментами, четыре из девяти тут же приняли повторно и без изменений.
Вторую жизнь получил закон, освобождавший от уплаты налога на добавленную стоимость ввоз в Украину природного газа, закон о бесплатной правовой помощи и два политических. Первый из них устанавливает ответственность за отрицание или оправдание фашизма, а второй — за осквернение и разрушение памятников, посвященных Второй мировой войне.
Некоторые были внесены в Верховную Раду вновь. Как тот же законопроект об автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения («письмах счастья»), который был зарегистрирован уже 30 января.
Авторы документа заверили журналистов, что плоды их работы не имеют ничего общего с политикой и «пострадали» только потому, что у общества возникли вопросы к процедуре голосования, а никак не к содержанию законопроекта.
Ни нашим ни вашим
«На самом деле принятые 16 декабря законопроекты имели мало общего с нарушением прав человека», — уверен адвокат Александр Готин.
Но споры о том, стоит ли считать их «диктаторскими» или «драконовскими», не утихают по сей день.
Эти законы могут выкорчевать фундаментальные свободы — например слова или собраний, уверяли в правозащитной организации Международная амнистия. Войной, объявленной обществу, назвали их в Украинской хельсинской группе.
Но тот же закон № 3855, запрещавший движение транспортных средств более пяти в колонне без согласования с ГАИ, Готин, например, считает техническим.
«Этот запрет действует с 2001 года. Он зафиксирован в Правилах дорожного движения», — напоминает юрист.
Что касается остальных документов, то и их ошибочно подали обществу как «диктаторские», уверен Готин. Хотя бы потому, что они аналогичны нормам законов стран Европейского союза, США и Канады.
«Правда, наказание [в этих странах] более строгое», — добавляет эксперт.
Например, в Польше за неуважение к суду предусмотрен штраф до 10.000 злотых (около 43 тыс. грн) или наказание в виде лишения свободы на срок до 14 дней.
«Сейчас в польском сейме разрабатывается проект закона, который запрещает участвовать в митингах и демонстрациях людям, закрывающим своё лицо балаклавами или другой одеждой, — говорит Готин. — В законодательстве Швеции этот вопрос уже решён: тем, кто нарушает запрет, грозит штраф или лишение свободы на срок до шести месяцев».
Сухими из воды
Представители бывшего парламентского большинства, дружно поддержавшие скандальные документы, также считают их не настолько уж страшными и антидемократическими. И утверждают, что при их подготовке ориентировались на европейский опыт.
«Сегодня все мыслят категориями определённых штампов: если законы были приняты 16 января — они априори «диктаторские». А все, кто за них голосовал, — негодяи, и точка. А копни чуть глубже — никто толком и не знает, что же представляют собой эти законы», — говорит народный депутат Сергей Кивалов.
Сегодня Кивалов не входит ни в одну из фракций, а в прошлом занимал позицию одного из спикеров Партии регионов в парламенте.
В нынешнем созыве Верховной Рады работают 62 депутата, голосовавших за эти законы. После досрочных парламентских выборов 22 из них отозвали свои голоса. Однако никакой юридической ответственности за прошлогоднее голосование не понесут ни те, кто остался при своём мнении, ни те, кто поспешил в прямом смысле переписать прошлое.
«Это были политические решения. Пока что следствие не усматривает в их действиях состава преступления», — заявил глава Генпрокуратуры Виталий Ярема.
Кому не повезло, так это экс-депутатам Владимиру Олейнику и Игорю Калетнику. Их действия как организаторов принятия законов силовики классифицировали как злоупотребление служебным положением (ст. 364 Уголовного кодекса, ч. 2) и служебный подлог (ст. 366 УК, ч. 2). Если суд докажет их вину, то политикам грозит лишение свободы сроком до восьми лет.
Правда, привлечь их к уголовной ответственности будет проблематично, утверждает Готин. По его словам, в мае Верховная Рада исключила из УК норму, предусматривающую ответственность за подобные действия.
«Дело возбудили, а что теперь с ним делать, никто не знает», — отмечает адвокат.
Пострадали только те депутаты, которые претендовали на руководящие посты в новом парламенте. Коалиция не дала им возможность возглавить профильные комитеты.
«На фракции мы поставили вопрос о том, что принцип пропорциональности нужно учитывать, — объяснил позицию большинства представитель Блока Петра Порошенко Николай Томенко. — Но те, кто голосовал за законы 16 января, не имеют морального права возглавлять комитеты».
В Оппозиционном блоке заявили, что таким образом «фактически перечёркнуто доверие к парламенту как демократическому органу». И демонстративно отказались от должностей. Но координатор коалиции Юрий Луценко считает, что это просто красивый жест.
«Мы пошли им [Оппозиционному блоку] навстречу, предложили три комитета, но они хотят не просто три комитета, а именно те, которые они хотят», — заявил один из лидеров БПП.
Те, кто успел отозвать свои голоса, также ничего не получили. Их кандидатуры тоже не стали рассматривать при избрании глав комитетов.
По-новому
Впрочем, и новому большинству уже есть чем гордиться. Депутаты «вернули» целый ряд законопроектов, принятых 16 января.
Одним из самых спорных стал закон о заочном уголовном производстве. Причём проголосованный в октябре является гораздо более жёстким, чем принятый в начале года. Формально он принимался под определённую цель — заочно судить изгнанного экс-президента Виктора Януковича с соратниками и конфисковать их имущество.
«В январе его принимали, чтобы осудить Юлию Тимошенко. Теперь под Януковича, — признаёт министр информационной политики Юрий Стець. — Но ситуации нельзя сравнивать. Тогда речь шла о том, что, возможно, человек что-то украл, а тут о массовом убийстве украинцев».
Но юристы предупреждают: документ могут использовать гораздо шире — от рейдерства до политического шантажа.
«В этом законе есть много вопросов. Его могут использовать для расправы над обычными людьми, — предупреждает юрист Николай Лукаш. — Простыми словами — человек уехал за границу, в это время его обвиняют в финансировании сепаратизма, судят и забирают всё имущество в пользу государства. Затем через аукцион дом и бизнес переходят нужным людям. По возвращении можно, конечно, подать апелляцию. Но толку уже от этого?»
Второй закон касается самих народных депутатов. Документом под регистрационным номером 1235-VII упрощена процедура предоставления согласия Верховной Рады на привлечение членов парламента к уголовной ответственности.
Также принят закон о предварительном задержании на 30 суток до санкции суда.
«В Конституции — 72 часа, — напоминает Готин. — Поэтому данный документ — это нарушение Основного закона».
Но больше всего вопросов вызвала инициатива бывшего пресс-секретаря Порошенко Ирины Фриз.
«Призыв к отказу работника правоохранительных органов, военнослужащего Госпогранслужбы, Вооружённых сил, Национальной гвардии, СБУ выполнить приказ начальника в сфере защиты территориальной целостности, госграницы, суверенитета, противодействию вооруженной агрессии наказывается лишением свободы на срок до трёх лет», — говорится в тексте подготовленного ею документа.
Если же такие действия правоохранитель совершит в военное время, его могут посадить на восемь-десять лет. В нынешней редакции УК таких норм нет. Этот закон нарушает права человека, утверждают юристы и правозащитники. Правда, пока угрозы его принятия нет. Депутат отозвала документ на доработку.
На месте стой
Большинство «диктаторских законов» в том или ином виде остались действующими
№ 2178
устанавливает ответственность за осквернение или разрушение памятников борцам против нацизма в годы Второй мировой войны
повторно проголосован 28 января 2014 года
№ 2179
вводит ответственность за отрицание или оправдание преступлений фашизма
повторно принят 28 января 2014 года
№ 3587
вводит механизм заочного уголовного производства
проголосован 7 октября 2014 года
№ 3883
упрощает процедуру предоставления согласия Верховной Рады на привлечение депутата к уголовной ответственности
принят 6 мая
№ 3879
вводит уголовную ответственность за клевету в СМИ и интернете, запрещает митинговать в масках или шлемах и без разрешения ГАИ двигаться в колоннах из более чем пяти машин
отменён
№ 3855
делает законной автоматическую видео- и фотофиксацию нарушений ПДД
зарегистрирован вновь 30 января 2014 года
№ 3837
вводит ответственность за административные нарушения во время футбольных матчей
отменён
№ 3853-1
освобождает импорт природного газа от уплаты налога на добавленную стоимость
принят без изменений 28 января 2014 года
№ 3893
снимает уголовную ответственность с сотрудников Беркута — участников событий на Майдане 30 ноября и на ул. Банковой 1 декабря
отменён
№ 3792
предусматривает отсрочку начала предоставления бесплатной вторичной правовой помощи
повторно проголосован 28 января 2014 года
№ 3000
государственный бюджет Украины
остался действующим
Европейские принципы
Наиболее резонансные нормы имеют свои аналоги в законодательствах иностранных государств
Движение в колонне более пяти автомобилей без согласования с ГАИ
Украина — лишение прав на срок от 1 до 2 лет с возможным изъятием транспортного средства
Польша — штраф в размере до 3.000 злотых (около 43 тыс. грн).
Участие в собрании и митингах в маске, шлеме или с использованием других средств или способов маскировки
Украина — 15 суток
Польша — штраф 1.000 злотых (около 4,3 тыс. грн) или админарест сроком до 14 дней
Швеция — штраф или лишение свободы сроком на 6 мес.
Канада — до 10 лет лишения свободы
Ответственность за клевету
Украина — штраф, исправительные работы или ограничение свободы сроком до 2 лет
Швеция — штраф или лишение свободы на 2 года
Нарушение правил проведения митингов
Украина — штраф или заключение сроком до 10 суток
Великобритания — штраф до ? 5.000 или лишение свободы на срок до 10 лет
Германия — до 1 года заключения
Италия — штраф в размере нанесённого ущерба или лишение свободы на 1 год
США — до 10 лет заключения
Франция — штраф до € 75.000
Распространение и изготовление экстремистских материалов
Украина — штраф от 200 до 800 минимумов доходов граждан с конфискацией материалов
Испания — лишение свободы на срок от 1 до 3 лет и штрафные работы от 6 до 12 месяцев
Германия — лишение свободы на срок до 5 лет или штраф
Болгария — лишение свободы на срок до 3 лет или штраф в размере до 5.000 левов
***
Этот материал опубликован в №1 журнала Корреспондент от 17 января 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.