Корреспондент: Как будут реформировать правоохранительные органы
Фото: Таисии Стеценко, Корреспондент.net Новая патрульная служба, которая заменит ГАИ, должен заработать с июня
Милицию ждут большие потрясения — руководство МВД запустило реформу правоохранительных органов.
Корреспондент разобрался, чем полиция будет отличаться от милиции и кто теперь будет защищать покой украинцев, пишет Евгения Вецько в №3-4 издания от 30 января 2015 года.
Работа над проектом реформы началась ещё в марте 2014-го, а за несколько дней до досрочных парламентских выборов, в октябре, проект утвердили на заседании Кабинета Министров.
«Он ближе к британской и польской системе, нежели грузинской, но целый ряд подходов и методов были взяты из опыта грузинской реформы внутренних дел», — заявил глава МВД Арсен Аваков.
Реформа рассчитана на три года. Не милиция, а полиция, ликвидация дублирующих подразделений ведомства, новое законодательство, сокращение штата на 30% — это основные постулаты будущих преобразований
Реформа рассчитана на три года. Не милиция, а полиция, ликвидация дублирующих подразделений ведомства, новое законодательство, сокращение штата на 30% — это основные постулаты будущих преобразований. Соответствующие законы ещё нужно провести через Верховную Раду, но к реализации первого этапа — созданию патрульной службы (ПС) на базе ГАИ и ППС — в министерстве приступили уже сейчас.
Ещё быстрее
«Если ждать, пока всё будет идеально, можно и не дождаться. А можно пойти по другому пути — начинать изменения шаг за шагом, — объясняет такую поспешность первый замглавы МВД Эка Згуладзе. — Реформа ГАИ не единственная реформа. Но это реформа, которая начинается сегодня».
Именно с появлением Згуладзе в ведомстве реформа перешла в активную фазу. Замминистра лично курирует проект.
Отбор будущих сотрудников патрульной службы Киева уже начался. 27 января первая партия претендентов сдавала тест.
Тест не требует никаких специальных знаний по правоохранительной тематике, говорят в министерстве. Важнее умение логически мыслить, навыки речи, количественного мышления, письменные и коммуникационные навыки, потому что главная цель ПС — работа с населением.
Кандидаты, которые пройдут его успешно, попадут в следующий тур. На этом этапе — экзамен по физической подготовке, медосмотр и тест на личность.
«Он широко используется разными странами конкретно для полицейских — в США, Италии, Англии, Израиле, — рассказала Згуладзе. — Он позволит выявить мотивацию, уровень самооценки человека, может ли он принимать решения, особенно в экстремальных ситуациях».
Следующее — так называемое структурированное собеседование. После него станет понято, как человек ведёт себя в стрессовой ситуации, насколько эмоционально стабилен, способен ли работать в команде и каковы его личные принципы и ценности.
Тех, кто пройдёт все этапы отбора, ждёт трёхмесячное обучение.
«Курс будет очень интенсивный. С девяти утра до пяти вечера. Экзамены каждую неделю. Не все окончат учёбу. Многие не смогут», — предупредила замминистра.
Обучать будущих полицейских станут украинские и международные инструкторы. Есть специальности, которые будут преподавать гражданские специалисты, в том числе общественные активисты, правозащитники. Им тоже нужно пройти своего рода отбор., Кто достоин обучать первое поколение украинских полицейских, определят международные специалисты.
Тактической подготовкой — как пользоваться голосом, интонацией, правильно садиться в машину, применять силу — займутся американские инструкторы, в том числе сотрудники ФБР. Это практикующие правоохранители с опытом подготовки, рассказывают в министерстве. Они обучат украинских инструкторов, с тем чтобы дальше в подготовке патрульных Украина обходилась своими силами.
Во время обучения будущие патрульные будут получать стипендию — в среднем 2.000 грн. С июня они уже должны быть готовы выйти на улицы.
Кто на новенького?
Патрульная служба будет сильно отличаться от ГАИ. Во-первых, полицейские не должны стоять на месте. 24 ч в сутки разбитый на квадраты Киев будут патрулировать 2.000 силовиков (именно столько планируют выпустить из специальных училищ). Кто-то на машинах, кто-то в составе пеших патрулей.
«Они и похожи, и одновременно непохожи на участковых, — пояснила Згуладзе. — Их главная задача — работать с людьми и решать проблемы на местах. Также будут патрульные в метро».
Общая задача ПС — отвечать на вопросы людей, помогать во всём, что не касается криминального следствия
Общая задача ПС — отвечать на вопросы людей, помогать во всём, что не касается криминального следствия.
Патрульные будут отличаться от нынешней милиции визуально. С формой в министерстве ещё не определились. Но главные требования к ней — удобство, практичность и красота.
Создадут и другие отделы. Для работы в них наберут людей с юридическим образованием. Появится небольшое направление по регулированию движения на дорогах. Мониторинговый отдел ежеминутно будет наблюдать за работой полицейских.
«Это инспекция, которая не сидит в кабинетах и наблюдает за качеством работы каждого патрульного офицера, — отметила замминистра. — Организовать такой процесс несложно. Можно взять опыт западных стран».
Зарплата по киевским меркам не очень большая — около 8.000 грн, и она, признают авторы реформы, вряд ли поможет победить коррупцию в рядах патрульных
Зарплата по киевским меркам не очень большая — около 8.000 грн, и она, признают авторы реформы, вряд ли поможет победить коррупцию в рядах патрульных. Но возможности платить больше нет.
Поэтому полицейским постараются обеспечить комфортные условия труда, при этом жёстко наказывая нарушителей.
«Будут несколько, а может, и несколько десятков патрульных, кто попробует взять деньги, — предупредила Згуладзе. — Это не проблема сама по себе, потому что это не системная коррупция. Если мы сможем выявить это и в наказание не уволить, а посадить в тюрьму, поверьте, это радикально изменит картину».
После того как Киев получит реформированную структуру правоохранительных органов, проект «переедет» в крупные города.
«Начинать будем с больших городов, покрывать города и трассы между ними», — обещают в МВД.
На очереди Харьков, Одесса, Львов.
Там, где появится патрульная служба, будут полностью заменять ГАИ. Сотрудники последней, не попавшие в новую структуру, возможно, перейдут в другие отделы или получат компенсацию
Там, где появится патрульная служба, будут полностью заменять ГАИ. Сотрудники последней, не попавшие в новую структуру, возможно, перейдут в другие отделы или получат компенсацию. Но социальная сторона реформы пока находится в стадии разработки, поэтому какой она станет, никто наверняка сказать не может.
Работников ГАИ на дорогах заменят фото- и видеокамеры, фиксирующие нарушения ПДД. К водителям вернутся так называемые письма счастья — квитанции с фотографией, подтверждающей нарушение.
Во сколько украинскому бюджету обойдётся реформа, ни Згуладзе, ни её шеф Аваков тоже не говорят. Ссылаются на то, что договоры с международными партнёрами не подписаны и окончательная сумма затрат неизвестна. Но бюджет обещают максимально разгрузить, кроме разве что базовых фондов, например заработной платы. Главный донор проекта — США.
Сейчас готовится программа обучения патрульных. Параллельно в МВД готовят стратегические законопроекты, позволяющие реализовать реформу. Они ещё не вносились в сессионный зал Рады, но основные аспекты преобразований известны.
Недетский вопрос
Помимо правоохранительного блока, Нацгвардии, миграционной и пограничной служб, которые сейчас относятся к МВД, в структуру ведомства собираются включить спасательную службу. Так было до начала 2000-х. Потом пожарных преобразовали в МЧС, сейчас они входят в состав Минобороны.
Некоторые отделы будут упразднены — например, Управление по борьбе с организованной преступностью, которое Аваков охарактеризовал как «репрессивный аппарат».
Управление пересекается в своей работе с СБУ, экономическим управлением МВД и угрозыском. Следовательно, его сотрудники могут перейти в эти структуры. По крайней мере те, кого захотят принять. Или стать сотрудниками единого спецподразеделения.
«Будет создано одно большое единое спецподразделение на всю страну. Если хотите аналогию, то это типа американского SWAT», — пообещал министр.
Правда, эксперты от этой идеи не в восторге.
«Сейчас каждое подразделение имеет свой, «заточенный» под задачи спецназ, — говорит правозащитник Ярослав Дунаев. — Например, Беркут специализируется на массовых беспорядках, Сокол — на ликвидации банд и освобождении заложников, Грифон защищает всех участников судебных процессов. У всех спецназовцев довольно узкая специализация. Аваков хочет разогнать две трети состава этих спецподразделений и оставить один универсальный спецназ, созданный по типу американского SWAT. Но практика единого спецназа не оправдывает себя».
Ликвидация ожидает транспортную и ветеринарную милицию. Функции первой передадут райотделам, ветеринары в погонах уйдут в Госветслужбу.
Больше всего вопросов вызывает идея упразднения так называемой детской милиции. Аналога управлению по делам детей пока не предложили
Но больше всего вопросов вызывает идея упразднения так называемой детской милиции. Аналога управлению по делам детей пока не предложили. Фактически предотвращать детскую преступность будет некому. Хотя это огромный пласт работы: в 2012 году 4.146 детей совершили преступления, в 2013-м их было 2.580.
Предлагается только передать функции «детской милиции» службе по делам детей Минсоцполитики и в службы при горгосадминистрациях. Но этого недостаточно, считает глава управления Алексей Лазаренко. Он предлагает создать институт школьных инспекторов милиции, ссылаясь на опыт США и Канады.
И главное — это переименование милиции в полицию. Авторы реформы настаивают, что это необходимо. Правда, в соседней России смена названия результатов не принесла — обновления кадрового состава за такой «реформой» не последовало.
Украина хоть и идёт по грузинскому сценарию и активно отдаляется от соседней страны, но риск, что мы повторим её путь, есть. Активист Дорожного контроля Дмитрий Кравчук уже обнародовал расценки для работников ГАИ, желающих остаться в правоохранительных органах. В Житомирской области «пережить» реформу, по его данным, стоит $ 2.000.
Слишком заняты
При подготовке темы номера Корреспондент обращался за интервью к Арсену Авакову и Эке Згуладзе. Однако ни министр, ни его первый заместитель времени не нашли. Пресс-секретарь главы МВД пояснила это тем, что «график министра не позволяет ему уделить время для интервью по причине крайне сложной обстановки в зоне АТО».
***
Этот материал опубликован в №3-4 журнала Корреспондент от 30 января 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.