Командир взвода псковских десантников похоронен под Воронежем
В Воронежской области похоронили еще одного военнослужащего - командира десантно-штурмового взвода 76-й псковской дивизии Антона Короленко, погибшего при неизвестных обстоятельствах. Церемония прошла в Павловском районе 25 августа, передает телеканал "Дождь" со ссылкой на "РИА-Воронеж".
Начальник отдела военного комиссариата Воронежской области по городу Павловск, Павловскому и Верхнемамонскому районам Михаил Харьковский пояснил журналистам, что комвзвода погиб "при исполнении служебных обязанностей 19 августа". Где и при каких обстоятельствах это произошло, военком пояснять не стал. Родственники также не стали отвечать на вопросы об этом, назвав информацию "скрытой".
Сообщается, что в одном из сел Павловского района живут родители Антона, поэтому погибшего десантника, который с семьей живет в Пскове, привезли хоронить в Воронежскую область. У Антона Короленко осталась жена Наталья и маленькая дочь.
"В пятницу утром я была счастлива - я собирала вещи домой в Псков в НАШ дом, а в обед все оборвалось. Я на краю пропасти - с одной стороны наша счастливая жизнь, с другой - пустота. Помолитесь все за моего единственного и любимого Антона, как же может такое быть, его больше нет, - написала жена комвзвода на своей странице "ВКонтакте" 24 августа.
При этом в статусе Натальи Короленко написано "это неправда не спешите". Страница самого Антона Короленко удалена из соцсети.
Антон Короленко служил в Псковской дивизии после окончания Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища в 2009 году. В 2011 году взвод старшего лейтенанта Короленко стал лучшим в ВДВ России по итогам соревнований.
25 августа федеральные СМИ сообщили о "закрытых похоронах" двух десантников Псковской воздушно-десантной дивизии (официальное название - 76-я гвардейская десантно-штурмовая Черниговская Краснознаменная дивизия). Родные Леонида Кичаткина и Александра Осипова отказались пояснять журналистам, как погибли военнослужащие. На их могилах указаны даты смерти - 19 и 20 августа. Журналисты также обратили внимание, что эти военные последний раз заходили в сеть 15-16 августа.
При этом на странице Кичаткина в социальной сети "ВКонтакте" сначала появилось сообщение о его гибели, написанное от имени его жены, а затем - опровержение, в котором говорилось, что десантник "жив и здоров". Позже страница и вовсе была удалена, однако ее скриншот успел выложить в своем Twitter журналист "Русской планеты" Илья Васюнин.
В разговоре с журналистами жена десантника опровергала информацию о смерти мужа. Более того, некий мужчина отвечал журналистам, что он и есть Леонид Кичаткин, а эпизод с надписью "ВКонтакте" назвал "недоразумением". В этой соцсети был опубликован телефонный разговор сотрудника журнала "Кругозор" с мужчиной, который представился Леонидом.
Командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Владимир Шаманов 22 августа заявлял, что "в нашей десантно-штурмовой бригаде все живы и здоровы". Однако 25 августа корреспонденты, посетившие деревню Выбуты, где проходили похороны десантников, нашли две свежие могилы, которые принадлежали Леониду Кичаткину и Александру Осипову, напоминают "Новые известия".
Кроме того, еще 18 августа 76-я Черниговская дивизия ВДВ, которая базируется в Псковской области, была награждена орденом Суворова с формулировкой "за успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом личным составом мужество и героизм". Специально приехавший в Псков по этому случаю глава Минобороны Сергей Шойгу дал понять, что дивизия награждена по совокупности боевых заслуг, в том числе за действия во время проведения референдума в Крыму.
26 августа корреспондент телеканала "Дождь" Владимир Роменский сообщил о находке могилы Алексея Васильевича Карпенко, предположительно, захороненного накануне. "Еще одна могила вероятного десантника, который есть в списках обнаружена на псковском кладбище в районе Кресты", - написал он в своем микроблоге в Twitter.
Слухи о странной гибели и похоронах российских военнослужащих породили массу вопросов. Так, журналист Олег Кашин отмечал, что такая "позорная секретность, уместная только в том случае, если она скрывает нечто запредельно стыдное, - эта секретность выражает сегодня неуважение российского государства и к самим десантникам и их семьям, и ко всему обществу, которое в любом случае имеет право знать, где и на каком основании воюют и погибают российские солдаты".
Молчание или невнятные комментарии официальных ведомств только усиливают атмосферу подозрительности и заставляют вспомнить неприятные примеры из российской и советской истории, пишет газета "Ведомости". Издание сравнивает нынешнюю ситуацию с тем, что происходило в советское время. "Страна не знала о секретных операциях Красной армии в Афганистане в 1929 г. и в Синцзяне в 1930-е гг. Их участникам запрещали писать родным о своем настоящем местонахождении, письма после просмотра цензурой отправлялись с места постоянной дислокации. Точно так же Кремль замалчивал участие советских военных в боевых действиях в Корее и Вьетнаме против США, в Египте и Сирии - против Израиля". В Союзе солдатских матерей напоминает, что похожим образом начиналась война в Чечне, отмечает "РБК Daily". Обзор статей российской прессы на эту тему публикует сайт "Заголовки".
Напомним, что Минобороны РФ информацию о присутствии на Украине российских военных категорически отрицает. Семьи российских десантников и правозащитники тщетно пытаются выяснить судьбу пропавших родственников. 26 августа в Саратове прошла пресс-конференция родных военного Ильи Максимова, который проходил службу по контракту в военной части N74268 под Псковом. Мать военнослужащего сообщила, что в середине августа он сказал родным, что их отправляют на учения, и после этого на связь больше не выходил. Позднее родители увидели документы сына в украинских соцсетях среди якобы изъятых из одной из захваченных на территории Украины боевых машин десанта. В связи с этим родные предположили, что их сын был захвачен и попросили украинские власти простить его и отпустить.
26 августа также стало известно об обращении еще одной матери солдата Алены Косаченко. Она сообщила, что ее сын - Валерий Комаров, проходивший срочную службу в 137-м гвардейском парашютно-десантном полку в Рязанской области, в конце июля был переведен в войсковую часть, дислоцированную возле поселка Гуково Ростовской области (КПП на границе с Украиной, где находятся наблюдатели ОБСЕ).
26 августа Валерий позвонил матери и рассказал, что его и других срочников заставляют подписать бумаги о переходе на контрактную службу, а также, что у них отобрали "бирки и номерки на случай пропажи без вести или смерти", из-за чего она опасается, что ее сына "отправят воевать на Украину".
В ночь на 26 августа Минобороны Украины сообщило о захвате 24 августа на территории Украины 10-ти российских военнослужащих контрактной 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В ходе допроса выяснилось, что военнослужащих направили в Ростов-на-Дону на учения. Как они оказались на территории Украины, они не знают. Источник сразу нескольких информагентств в российском Минобороны сообщил, что российские военнослужащие, которые были задержаны украинской стороной, пересекли российско-украинскую границу, "вероятно, случайно на необорудованном немаркированном участке".
Замруководителя 98-й дивизии сообщил родственникам захваченных солдат, что на территории Украины военнослужащие "прикрывали гумпомощь" и случайно наткнулись на украинских военных. Он также уточнил, что в полку двое погибших, около 10 раненых, один пропал без вести. Пленными являются все, о ком говорили украинцы. Раненые уже находятся в Ростове.
Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова заявила, что текущая ситуация напоминает ей 26 ноября 1994 года, когда в Грозный вошла так называемая безымянная танковая колонна, про которую всем было известно, что это российские военные. Часть людей погибли, часть попали в плен. И так же, как и сейчас, говорит правозащитница, от этих людей отказывались и президент (на тот момент Борис Ельцин), и министр обороны (тогда Павел Грачев).
Подобную аналогию проводят не только правозащитники. Так, телеканал "Дождь" публикует такую фотографию, сделанную, судя по всему, на одном из митингов против войны на Украине:
pic.twitter.com/jNPlQpdZBo
— Телеканал ДОЖДЬ (@tvrain) August 27, 2014
Тема участия российских военнослужащих в боевых действиях в Новороссии крайне выгодна противникам России. В российском и украинском обществе определенные силы пытаются сформировать мнение, что Россия оказывает военную помощь ополченцам. И это тоже играет в пользу Киева в его информационной войне против России, пишут "Новые известия".
Данные о потерях, как и данные о якобы участии российских военнослужащих в боевых действиях в Украине - это в первую очередь элемент информационной войны. Но будут ли в этой информационной войне окончательные победители, сказать трудно. Хотя имиджу России уже нанесен значительный урон. Во многих странах, особенно европейских, сложилось общественное мнение, что именно благодаря поддержке ополченцев со стороны России они одерживают победы и эффективно сражаются с регулярными войсками и Национальной гвардией. Получается, пока Москва в информационной войне несет потери.
Между тем ресурс Psychologies.ru приводит результаты опроса, проведенного исследовательским агентством Tiburon research, который показывает, что три четверти жителей России готовы пожертвовать жизнью ради семьи и близких. Около 10% респондентов готовы погибнуть за Родину, и примерно по 1,5% - за веру и за принципы и убеждения. Для сравнения: в Германии за свои убеждения готовы заплатить жизнью 44,3% респондентов, в Швейцарии - 48,8%, а во Франции - 62,3%.