Музей "Пермь-36" включили в список иностранных агентов
"Музей истории политических репрессий "Пермь-36" был внесен в список НКО-"иностранных агентов", сообщается на сайте Министерства юстиции. "Факт соответствия признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, установлен в ходе проведения Управлением Минюста России по Пермскому краю внеплановой выездной проверки", - говорится в материале ведомства.
Ранее сообщалось, что на прошлой неделе представители краевого управления минюста вручили руководству некоммерческой организации акт внеплановой проверки, из которого следует, что организация нарушила закон "О некоммерческих организациях" и ее следует внести в реестр иностранных агентов, сообщает "Рифей.Пермь".
- Их притесняют и чураются: россияне, которых Кремль объявил "иностранными агентами"
Издание указало, что чиновники намерены привлечь руководство организации к административной ответственности в связи с тем, что они сами не подали заявление для включения себя в реестр иностранных агентов. Директор Виктор Шмыров, в свою очередь, заявил, что организация не намерена признавать себя иностранным агентом и планирует оспорить решение Минюста в суде. Ранее сообщалось о проверке архивов музея, которая проводилась по просьбе неизвестного гражданина.
По данным прессы, разногласия между руководством края и мемориальным центром, более 20 лет управлявшим музеем "Пермь-36", начались в конце 2013 года. В начале 2014 года центр был поделен между двумя организациями - государственным учреждением, владеющим зданиями и инфраструктурой бывшего лагеря, и АНО, отвечающей за фонды учреждения.
После этого руководство края перестало платить по счетам учреждения. В апреле прошлого года в музее отключили воду и электричество. В мае 2014 года министр культуры Перми Игорь Гладнев уволил Татьяну Курсину с поста директора музея за "некомпетентность" (при этом она осталась директором АНО). В итоге музей, организованный в единственном уцелевшем лагере времен сталинских репрессий, вынужден был прекратить экскурсии и прием посетителей.
Летом началось судебное преследование музея и АНО. В августе Арбитражный суд Пермского края по иску регионального Минкульта присудил организации выплату 463 500 рублей.
В начале марта 2015 года стало известно, что концепция и экспозиция "Перми-36" изменится: все упоминания о репрессиях и Сталине исчезнут. В руководстве музея не сомневаются в политической подоплеке произошедшего. Сотрудники АНО "Пермь-36" заявили, что намерены ликвидировать организацию, так как переговоры с администрацией края не привели ни к каким результатам.
Реестр "иностранных агентов" пополнился еще несколькими региональными организациями: в Калининграде после плановой документарной проверки туда внесли "Женскую лигу". Кроме того, в черный список может попасть и созданная олигархом Михаилом Ходорковским "Открытая Россия". На днях в Минюсте сообщили, что в ведомство поступило обращение депутата Государственной Думы ФС РФ Сидякина А.Г. по вопросу деятельности общественного движения. "Ответ на обращение будет направлен в установленный законодательством 30-дневный срок", - говорится в сообщении пресс-службы, поступившем во вторник на запрос "Интерфакс".
В начале прошлой недели в список "иностранных агентов" вошла одна из старейших в России правозащитных организаций - "Гражданское содействие", помогающая беженцам и вынужденным переселенцам. Глава организации Светлана Ганнушкина уже объявила о том, что будет обжаловать это решение Минюста. По ее словам, "Гражданское содействие" не занимается политическое деятельностью, поэтому ее включение в список "иностранных агентов" неправомерно.
Понятие "иностранный агент" было внесено в резонансный закон об НКО, принятый в 2012 году. Он обязывает все некоммерческие организации, получающие денежные средства из-за рубежа и принимающие участие в политической деятельности, регистрироваться в качестве "иностранных агентов". Число организаций, признанных Минюстом РФ иноагентами, превысило 50. В числе иностранных агентов оказались, в частности, центр "Мемориал", Сахаровский центр и движение "За права человека".
Российские НКО неоднократно выражали несогласие с законом и обжаловали его, в том числе в Европейском суде по правам человека. В организациях, в частности, сетовали на то, что нет возможности выйти из списка "иностранных агентов". Закон, который позволил это делать, появился в 2015 году.