«Я как канцлер Германии склоняюсь перед миллионами жертв»
Встреча Путина и Меркель прошла с чувством вины
Почти весь День Победы Владимир Путин провел бок о бок с председателем КНР Си Цзиньпинем. И даже праздничный концерт на Красной площади, на котором лидеры России и Китая снова сидели рядом, включал в себя китайские мотивы. Но уже на следующий день внешняя политика России развернулась с Востока на Запад. В Москву прилетела канцлер ФРГ Ангела Меркель. Переговоры с ней завершили четырехдневный марафон из международных встреч российского президента. С 7 мая в Кремль, один за одним, приходили лидеры стран СНГ и ЕАЭС, Кубы, Монголии, Китая, Индии, Вьетнама, Чехии, ЮАР, а также генсек ООН. Но самое интересное и неожиданное случится после. И не в Москве, а в Сочи.
На Параде Победы канцлера ФРГ не было. Но немецкая дипломатия делала все, чтобы заверить — в Берлине придают особое значение 70-летию окончания Второй мировой войны. Посол Германии в России Рюдигер фон Фрич подчеркивал, что войну «развязали немцы» и «ни одна страна не потеряла больше людей, солдат и гражданских лиц, чем Советский Союз». Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в Волгограде от имени своей страны просил прощения «за те неизмеримые страдания, которые немцы принесли сюда и во все те части бывшего СССР, которые сегодня относятся к Украине и Белоруссии». Да и сам канцлер заявляла, что ее поездка 10 мая — важное событие вне зависимости от разногласий с Кремлем по поводу украинского кризиса.
Когда самолет Ангелы Меркель приземлялся в аэропорту Внуково, Владимир Путин завершал встречу с президентом Зимбабве Робертом Мугабе. Это была необычная встреча. 91-летний африканский лидер, с 1980 года возглавляющий одну из беднейших стран мира, казалось, очень хотел поддержать пригласившего его российского президента. Мугабе назвал себя соратником Путина по борьбе с санкциями западных стран. И даже обрисовал «империалистическую пирамиду», вершиной которой, по его мнению, являются США, а за ними следует Европа. Из слов Мугабе выходило, что «Россия сумела выстоять перед натиском Соединенных Штатов», и потому президенту Африканской республики было так приятно присутствовать на Параде — словно при возрождении России.
На минском старте
«Лента.ру» удивилась очередному соглашению и ходу его подготовки
Это была их первая личная встреча после минской «жесткой ночи», как назвала ее Меркель. И первая за несколько последних лет пресс-конференция для журналистов. До этого звучали лишь совместные заявления. Примечательный момент: сначала журналистам объявили, что возможности пообщаться с лидерами не будет, затем разрешили задать два вопроса, но в итоге прозвучало целых пять.
И еще один примечательный момент. В своем заявлении для прессы Владимир Путин больше говорил об экономике, нежели о политике. Предприниматели, на взгляд Путина, люди прагматичные, поэтому они не уходят с российского рынка. А деловые круги ФРГ, по его данным, выступают за снятие санкций. В России действует более 6000 немецких компаний, а общий объем накопленных немецких инвестиций в российскую экономику превышает 21 миллиард долларов. Поэтому спад товарооборота (уже на 35% в этом году) никому ни в России, ни в Германии не нужен, уверен Путин.
Как уверен он и в другом: успех урегулирования на Донбассе зависит, прежде всего, от руководства Украины. «Будем оказывать все имеющееся у нас влияние на руководство Донецка и Луганска с тем, чтобы процесс мирного урегулирования шел нужными темпами и с нужным качеством», — пообещал президент России.
Но на этом тема украинского кризиса не была исчерпана. Отвечая на вопросы журналистов, Путин, как уже не раз это делал ранее, призвал к общим стандартам оценки конфликтных ситуаций в мире, а не к использованию «права сильного» и «права кулака».
«Вот смотрите на Йемен, — предложил он. — Там произошел переворот, президент отказался от власти. Теперь другие страны силой оружия хотят вернуть его назад. А на Украине — наоборот. Каких только ругательств не было в адрес Януковича! И какой только поддержки мы не увидели в отношении тех, кто совершал этот переворот».
[/i]
Бессмертный полк
В центре Москвы прошло шествие, приуроченное к 70-летию Победы
Она благодарила русских за то, что они совместно с западными союзниками освободили Берлин и Германию. Об исторической ответственности и вине Меркель повторяла еще несколько раз. Берлин признает, заверила она, что решающую роль сыграла Красная армия. Но оговаривалась: «аннексия Крыма, которая была осуществлена в обход международного права, и военные действия на Украине» нанесли ущерб отношениям двух стран.
Меркель, конечно, сделала заявление и по Украине. Суверенитет и территориальная целостность этой страны должны быть восстановлены, уверена канцлер Германии. Она призывала к дальнейшей работе по урегулированию ситуации и заявила, что необходимо найти мирное решение — «у нас ничего другого и нет». И заметила, что в этот день со стороны России она почувствовала готовность продолжать эту работу.
Журналисты вернули лидеров к вопросам истории, задав вопрос, о котором можно рассуждать часами. Они попросили оценить пакта Молотова-Риббентропа и поинтересовались, как преодолеть страх (имелся в виду страх Украины, Грузии и стран Балтии перед Россией).
«Что касается избавления от страха, — задумался Путин. — Это еще и внутреннее состояние тех, кто боится. Нужно все-таки сделать шаг вперед, не жить фобиями прошлого, а смотреть в будущее». Смысл заключения пакта Путин видит в «обеспечении безопасности Советского союза. При этом Польша оказалась «жертвой той политики, которую и сама пыталась проводить в Европе», пытаясь аннексировать часть чешской территории. Меркель же, говоря о пакте, заявила, что это было сделано «на противоправной основе».
«Тем не менее, конечно, Вторая мировая война исходила от национал-социалистской Германии, и мы, Германия, несем на себе за это ответственность», — вновь и вновь повторяла Меркель.
Наконец прозвучал давно витающий в воздухе вопрос: Германия, с которой воевал Советский Союз, приехала, а союзники — нет. «В глубине души Вы все-таки должны таить обиду, так ли это?» — спросили у Путина. При слове «обида» он заметно усмехнулся. И поправил задававшего вопрос: «Наша страна воевала не с Германией, она воевала с нацистской Германией. С Германией, которая сама стала первой жертвой нацистского режима».
Владимир Путин и Ангела Меркель после совместной пресс-конференции в Кремле
Об обиде он ничего не сказал, но заметил, что «вопросы текущей политической конъюнктуры все-таки являются менее важными, чем вещи фундаментального характера». Оказывается, на торжественном приеме в честь 70-летия Победы, куда пригласили ветеранов, к Путину подходили ветераны из США, Великобритании и Польши и благодарили его (а точнее, конечно, русский народ в его лице) за все, что было сделано в ходе войны.
Дальнейшая встреча президента России и канцлера Германии прошла не по плану. Изначально предполагался провести рабочий обед, однако вместо него лидеры сели за стол переговоров. Обедать они отправились только после пресс-конференции. И если для Путина такой темп уже привычен, Меркель выглядела все более и более уставшей.
Поздно вечером их пути разошлись. Меркель вернулась в Берлин, где 13 мая встретится с президентом Украины Петром Порошенко. А Владимир Путин улетел в Сочи. Он взял себе один выходной. Но уже 12 мая президенту России, вероятно, предстоят сложные переговоры. Госсекретарь США Джон Керри планирует посетить Черноморское побережье. Сначала он проведет переговоры с главой российского МИД Сергеем Лавровым, а на следующий день, возможно, и с президентом России.
Татьяна Меликян
Источник «Я как канцлер Германии склоняюсь перед миллионами жертв»