Эксперты нашли в резюме экс-служащего ГРУ Геннадия Кравцова секретные данные
Экспертиза, проведенная по делу бывшего служащего Главного разведывательного управления (ГРУ) радиоинженера Геннадия Кравцова, обвиняемого в государственной измене, нашла в разглашенных им сведениях секретные данные. Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на адвоката экс-служащего ГРУ Ивана Павлова.
Ранее сообщалось, что поводом для обвинений против Кравцова стало его резюме, отправленное в 2014 году в одну из шведских компаний. В документе соискатель указал должность, которую занимал в ГРУ, а также сообщил "о боевом применении одного из космических аппаратов". О каком именно аппарате идет речь, неизвестно, отмечает издание.
Газета отмечает, что экспертиза на наличие секретности была фактически последним шансом для Кравцова избежать рассмотрения уголовного дела в суде. Защита рассчитывала, что, как и в случае с домохозяйкой из Вязьмы Светланой Давыдовой, которая обвинялась в разглашении секретных сведений сотрудникам посольства Украины, уголовное преследование будет прекращено на этой стадии.
В настоящее время Кравцов в СИЗО "Лефортово" заканчивает ознакомление с материалами возбужденного против него по ст. 275 (государственная измена) УК РФ уголовного дела. Защитник обвиняемого заявил, что после ознакомления клиента с уголовным делом подаст ходатайство о признании экспертизы недействительной. Дело в том, что в комиссию входили бывшие сослуживцы Кравцова. По мнению Павлова, они могли быть необъективны к своему бывшему коллеге.
Примечательно, что срок действия подписки о неразглашении гостайны Кравцова истек в еще 2011 году. Однако, по словам руководителя международно-правовой практики коллегии адвокатов "Чаадаев, Хейфец и партнеры" Анастасии Асташкевич, даже по истечении срока действия документов о неразглашении следует учитывать, что законодательство однозначно трактует передачу указанных в резюме сведений иностранным компаниям как нарушение.
Напомним, что в начале 2015 года сообщалось о целой серии арестов подозреваемых в шпионаже и государственной измене. Самым громким стало уголовное дело в отношении многодетной матери из Вязьмы Светланы Давыдовой. Поводом для возбуждения дела стал ее звонок в посольство Украины в Москве весной 2014 года. По данным следствия, в беседе с дипломатами Давыдова заявила, что расположенная по соседству с ее домом воинская часть, где дислоцируются войска ГРУ, опустела. Женщина посчитала, что военных отправили на Украину, и сообщила об этом сотрудникам украинской дипмиссии.
Арест Давыдовой вызвал широкий общественный резонанс. После протестов общественности женщину сначала выпустили из-под стражи, а затем ее дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
После освещения инцидента с Давыдовой в прессе стали всплывать и другие дела обвиняемых в госизмене. Так, в марте "Интерфакс" сообщал о том, что в Москве с 1 января 2014 года по 3 марта 2015 года по аналогичному обвинению в госизмене были задержаны девять человек. Среди них радиоинженер Геннадий Кравцов, пенсионер и экс-сотрудник Российского федерального ядерного центра Владимир Голубев, бывший сотрудник Московского патриархата Евгений Петрин, служащий Черноморского флота Сергей Минаков, сотрудник сочинского аэропорта Петр Парпулов, бывший сотрудник МВД Роман Ушаков, бывший директор украинского оборонного завода "Знамя" Юрий Солошенко.
В конце февраля стало известно о вынесенном приговоре военнослужащим Военно-морского флота Захарию Агапишвили, Сергею Данильченко, Левану Чарквиани и Константину Яшину, которых признали виновными в "передаче секретных сведений" иностранным государствам.
В июне стало известно о трех новых фигурантах дел о госизмене и шпионаже.
По официальной статистике судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2014 году за государственную измену было осуждено 15 человек, а в 2013 было всего три подобных обвинительных приговора. Ранее пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова рассказывала, что с 1 января 2014 года по март 2015 в столице было арестовано семь обвиняемых в госизмене и два - подозреваемых в шпионаже.
Правозащитники с тревогой замечали, что в России поднялась настоящая волна "шпиономании". На Западе тоже заметили резко выросшую активность российской разведки в области поиска "шпионов". Граждане РФ разошлись в оценке происходящего: 26% увидели в этом происки западных спецслужб, 20% - отечественных.