"Православные активисты" разгромили выставку скульптур в Манеже
Активисты православного движения "Божья воля" во главе с Дмитрием Цорионовым по прозвищу Энтео разбили несколько скульптур на выставке в Манеже. По словам лидера организации, выставленные экспонаты нарушили закон о "защите чувств верующих".
Вандалы разрушили несколько экспонатов выставки под названием "Скульптуры, которых мы не видим". На сайте Манежа говорится, что речь идет об экспонатах художественного объединения ЛеСС, которое в 1954 году создали скульптуры Владимир Лемпорт, Вадим Сидур и Николай Силис.
"Эта богохульственная выставка. Например, Иисус Христос изображен в непотребном виде", - сказал Цорионов "Интерфаксу". "Мы хотим, чтобы эта выставка была закрыта, чтобы закон о защите чувств верующих реально соблюдался, чтобы в главном выставочном центре страны не было такого грязного, жесткого глумления над Иисусом Христом и над святыми", - заявил он.
При этом, как отмечает РИА "Новости", "православные активисты" громили скульптуры и рельефы на христианские темы. Их особо интересовали экспонаты, изображавшие распятие Христа. В то же время на выставке есть скульптуры, посвященные христианским пророкам.
Во время инцидента в зале находилось примерно 30 человек. Из них около 10 - это сторонники Цорионова. Еще не более пяти человек - сотрудники охраны Манежа. Они не стали препятствовать активистам. Вандалов попытались остановить только посетители Манежа, которые пришли на выставку. Но попытки граждан не увенчались успехом. Телеканал LifeNews опубликовал видеоролик, на котором запечатлены действия Цорионова и его сторонников.
В полиции заявили, что им известно об инциденте. К месту происшествия был направлен наряд сотрудников правоохранительных органов. "Сообщение о том, что там происходит правонарушение, поступило. Проводится проверка", - сказал в столичном управлении МВД.
Впоследствии всех активистов сопроводили в отдел полиции для составления заявлений и дачи показаний. Тем временем в руководстве центра после того, как "православные активисты" разрушили несколько произведений искусства, решили временно закрыть выставку для посетителей.
"Да, группа неадекватных лиц разбила несколько скульптур Вадима Сидура . Посетители возмущены. Посетителей сегодня очень много у нас, которые наслаждаются выставкой и которым очень нравятся произведения искусства Сидура, понимают, о чем речь и о чем выставка, они очень расстроены", - рассказала Business FM руководитель отдела PR и рекламы Манежа Елена Карнеева.
Цорионов в беседе с корреспондентом радиостанции высказал надежду на то, что выставка будет закрыта. Он охарактеризовал ее как "сатанинские фантазии извращенцев". "Мы надеемся, что выставка будет закрыта. К сожалению, самим экспонатам урона нанесено не было, только одна тарелка из Ikea была разбита, которая кощунственно изображала... несла на себе голову Иоанна Крестителя", - сказал лидер "Божьей воли". При этом он заявил, что активисты сами вызвали полицию и часть из них пошла писать заявления по поводу произошедшего.
В Русской православной церкови отреагировали на действия "Божьей воли". "Я не знаком с выставкой в Манеже, поэтому мне сложно сказать, имеет ли место нарушение закона со стороны ее устроителей. Это предмет для профессиональной правовой оценки, которую важно дать как в этом, так и в других подобных случаях", - сказал глава синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда.
По его словам, также "должна быть дана правовая оценка действиям господина Цорионова и его товарищей". "В современном российском государстве чувства верующих защищены законодательно. Но именно поэтому подобные протесты должны находиться в правовом поле", - заявил Легойда, слова которого приводит РИА "Новости".
Названию экспозиции, подвергшейся вандализму, дала опубликованная в "Литературной газете" 29 апреля 1987 года статья лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга. Именно благодаря этой заметке в Москве появился музей Вадима Сидура, который сегодня является одним из выставочных пространств Манежа.
Проведение выставки "Скульптуры, которых мы не видим" заявлялось на период с 14 августа по 6 сентября. Официальное открытие экспозиции состоялось вечером накануне. В руководстве центра хотели впервые представить как ранние, так и поздние работы участников объединения ЛеСС в одном выставочном пространстве, чтобы посетители могли проследить эволюцию творческого метода каждого скульптура.
"Выставка обращается к искусству, находившемуся долгое время в "тени" официальной культуры. Это важно не только как шаг к восстановлению интеллектуального наследия советского периода, но и как исследование связей современной культуры с традицией, заложенной классиками нонконформизма", - говорила по поводу выставки генеральный директор Манежа Ирина Толпина.
Скульпторы Лемпорт, Сидур и Силис, как говорится на сайте центра, были причастны к созданию монументальной скульптуры, интегрированной в архитектурные сооружения периода позднего советского модернизма. Но продолжавшаяся в СССР борьба с формализмом в искусстве вынудила художников обратиться к малой форме и мелкой пластике. Произведения скульпторов долгое время оставались в подвальных помещениях их мастерских.