В Госдуму внесли законопроект о "бэби-боксах", которые могут уменьшить количество убитых матерями младенцев
В Государственную думу внесен законопроект о "бэби-боксах", которые еще называют "окна жизни" - в них матери будут иметь возможность анонимно оставить новорожденных, которых не могут или не хотят растить. Как сообщает ТАСС, "нулевое чтение" законопроекта может пройти на площадке Общественной палаты РФ.
Авторами документа выступили зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Константин Добрынин и глава комитета верхней палаты по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов.
В настоящее время законодательного запрета на установку "окон жизни" в России нет, но и отсутствуют правила их установки и эксплуатации. Контроль за установкой и эксплуатацией устройств предлагается возложить на госорганы субъектов РФ и органы местного самоуправления.
"Законопроектом предлагается установить, что правительство РФ должно определить требования, предъявляемые к "бэби-боксам", случаи и порядок установки и эксплуатации "бэби-боксов", - говорится в пояснительной записке.
По мнению Добрынина, распространенность и шаговая доступность "бэби-боксов" позволит значительно сократить число убийств младенцев их матерями. Кроме того, биологические родители могут вернуть оставленного ребенка в родную семью, если докажут родство посредством теста ДНК. По его словам, подобные случаи имели место в Краснодарском крае, где четверо оставленных малышей вернулись к родителям.
Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов сказал: "Общественная палата готова провести нулевые чтения до того, как законопроект начнут обсуждать в нижней палате парламента, проанализировать его и включить все конструктивные предложения, которые будут по нему сделаны".
Споры о "бэби-боксах": Астахов и Мизулина против Маркина
Идея об установке "окон жизни" в российских больницах воспринимается чиновниками по-разному. Например, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов резко против "бэби-боксов": в марте 2015 года он обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой разобраться с этой инициативой, которая, по его мнению, противоречит российским законам и моральным принципам.
На его стороне оказалась и председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. По ее мнению, в России нет необходимости создавать отдельный закон о бэби-боксах, поскольку его принятие "породило бы разрастание этой практики".
Поддержку идея о "беби-боксах" нашла в лице официального представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, который считает, что эти устройства доказали свою эффективность и стали дополнительным инструментом защиты детей.
"Подобная практика уже есть в Ленинградской, Курской областях, Пермском, Ставропольском краях. Так, с ноября 2011 года на территории Пермского края организована работа трех "окон жизни", которые приняли пять новорожденных детей. В этот период в регионе отмечено снижение числа преступлений, квалифицируемых по ст.106 УК РФ ("Убийство матерью новорожденного ребенка")", - заявил Маркин в интервью ТАСС.
"В ряде регионов "бэби-боксы" существуют с 2012 года, но в них не оставлено ни одного ребенка. То есть массового анонимного отказа от детей не произошло", - добавил представитель СК.
"Жизнь ребенка в данном случае является безусловным приоритетом. В целом по России в 2014 году зарегистрировано 136 убийств детей в возрасте до одного года. Возможно, распространенность и шаговая доступность "бэби-боксов" позволит значительно сократить число таких фактов. При этом их оборудование и содержание не требует существенных материальных затрат и кадровых ресурсов. Также "бэби-боксы" призваны сократить количество фактов оставления детей в опасности", - считают в Следственном комитете. "Даже если согласиться с доводами о том, что "бэби-боксы" могут спровоцировать много анонимных отказов от детей, необходимо учитывать, что отказываются именно от нежеланного ребенка, - напомнил Маркин. - Закономерно возникает вопрос, насколько этому ребенку в условиях безнадзорности безопасно проживать в такой семье, где его не любят, не воспитывают, а возможно, и эксплуатируют с целью зарабатывания денег".
По мнению Маркина, опасения критиков о том, что "бэби-боксы" могут способствовать торговле детьми либо безнаказанному анонимному оставлению детей, в отношении которых совершено преступление, "обоснованы". "Поэтому должна быть проработана система безопасности данных устройств, надлежащего контроля за поступлением таких детей и своевременной передачей информации об этом в органы опеки и попечительства", - подчеркнул он.
Добавим, что РПЦ пока не сформировала свое мнение о "бэби-боксах". "Официального мнения по "окнам жизни" у Церкви нет, - сказал председатель Отдела Московского патриархата по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. - Насколько я знаю, бывает разное отношение к этой инициативе. Если это помогает спасению детей - это очень важно и нужно, но если это провоцирует на отказ от ребенка, то это плохо".
Сейчас в РФ имеются 20 "бэби-боксов": в них подбросили 33 ребенка, почти всех усыновили
"Бэби-бокс" выглядит так: со стороны улицы располагается окошко, со стороны здания - кроватка-колыбель. Младенца кладут в ящик, закрывают дверцу, через 30 секунд она блокируется, и снаружи открыть ее уже невозможно. В этот момент персонал больницы узнает по тревожному звонку и миганию лампы, что "бэби-бокс" кто-то открывал. Обычно, чтобы подойти к окошку, надо подняться по небольшой лестнице. Считается, что эти финальные шаги, которые молодая мать делает, прежде чем оставить своего ребенка, могут помочь ей передумать. Рядом с окном висят объявления с номерами центров помощи матери и ребенку - последний способ переубедить мать.
Около "бэби-бокса" нет ни видеокамер, ни охраны. Матерям, оставившим своих детей, не грозит уголовная ответственность, если на младенце нет повреждений. Ребенку будет присвоен статус подкидыша. Если мать передумает, то сможет вернуть себе ребенка в течение полугода, сделав ДНК-тест. После шести месяцев ребенок попадает в базу на усыновление, сообщала "Медуза".
С 2011 года установкой "бэби-боксов" в медучреждениях РФ занимается пермский фонд "Колыбель надежды". Президент организации Елена Котова рассказала, что решила действовать после вопиющего случая убийства двух младенцев.
"У нас в Перми случилась история, когда тела двух младенцев нашли на балконе. И эта информация у меня отложилась в голове. Так совпало, что в это же время я услышала про "бэби-боксы". Сначала я думала, что создам проект и кому-нибудь его подарю. Но я поняла, что у нас очень маленький процент общественников делает работу, связанную с людьми и реальными историями, а не осваивает гранты", - отмечала Котова.
Она добавила: "Вообще, все противники "боксов" только говорят, что их надо запретить. А дальше начинаются общие фразы про работу с женщинами. Но на самом деле никакой профилактики нет! Понимаете, как эти дети, которых кладут в "бэби-боксы", никому не нужны, так и матери их никому не нужны".
Многие убийства младенцев случаются из-за того, что женщинам приходится рожать дома, так как они боятся идти в больницу. Котова отмечает, что по закону рожать анонимно можно, но российские врачи смотрят на это неодобрительно. "Вы попробуйте это сделать: вам взорвут мозг и будут оскорблять . У нас и с документами-то выкидывают из детдомов. Я когда первый раз девочку привезла анонимно рожать, на меня врачи смотрели как на сумасшедшую", - рассказала Котова.
Сейчас существует проект "Анонимные роды", сотрудники которого работают над тем, чтобы женщины узнали о такой возможности, а врачи относились с пониманием. Если женщины будут уверены в анонимности, они скорее предпочтут рожать в роддомах, чем дома, и в этом случае ребенок не окажется в опасности, а у специалистов появится возможность поговорить и помочь матери.
В настоящее время в России установлены 20 "бэби-боксов" в 11 регионах, еще в 16 субъектах федерации ведутся переговоры. Всего в "бэби-боксы" подбросили 33 ребенка, пятерых из них потом забрали обратно родители. Всех остальных, кроме одного, усыновили.
Стоимость одного "бокса" - около 400 тысяч рублей. В эту сумму входят сама конструкция, установка, запуск и система СМС-оповещения: сообщения о том, что "бокс" кто-то открывал, приходят на мобильный телефон в фонд.