Прогулка по улице Малой Арнаутской в Одессе
Малая Арнаутская. Фото: wikimapia.org
Малая Арнаутская — одна из легендарнейших улиц Одессы. Именно здесь, если верить Ильфу и Петрову, делалась вся контрабанда в городе. Своим названием она обязана албанцам, или арнаутам, как их раньше называли. Солдатская колония арнаутов была сформирована тут по указу герцога Ришелье еще в XIX веке. Здесь же располагалось множество маленьких мастерских, магазинов и лавок. Мелкие торговцы постоянно гонялись за новинками и придумывали для привлечения покупателей рекламу товара, которая зачастую не отвечала действительности. А еще здесь находился рынок экзотических тканей, постоялые дворы, жили военные и даже брат Ленина.
Обитель Ильфа и акушерок
Нашу прогулку мы начали с дома №9. В этом четырехэтажном здании с колоннами и неброской лепниной в свое время проживала разношерстная публика: чиновники, военные, купцы, педагоги и даже повивальные бабки. Самым заметным из жильцов дома был брат Ленина — Дмитрий Ульянов, работавший врачом. Также одно время здесь квартировал писатель Илья Ильф, еврейский писатель Иэхошуа Равницкий и поэт Хаим Бялик, которому на фасаде дома установлена мемориальная доска. Кроме жилых помещений, здесь располагалась табачная лавка, принадлежащая купцу второй гильдии Шмулю Лебединскому.
Мясо — у Бендера, молоко — у Юцыга
Соседний дом нас привлек оригинальными скульптурами, которые украшают его верхние этажи. В 1910-е годы здесь, кроме жилых квартир, находились еще и торговые помещения. Так, жильцы Малой Арнаутской и близлежащих улиц могли купить бакалею у Абы Ароновича, молочные продукты — у Брони Юцыга, мясо — у однофамильца знаменитого авантюриста Бендера, а хлеб — в лавке Степаниды Мазуркевич. Помимо этого в лавке также продавали косметику и парфюмерию Южной косметической лаборатории Цельникера, Шмулевич проводил свои операции с зерном, а издательство Бергера и Раскина печатало "Указатель существующих в России банков и банкирских контор".
Военные селились во флигеле
На пересечении с улицей Вячеслава Чорновола — здание, построенное в 1890-е годы, в одном из дворовых флигелей до сих пор сохранилась старинная лестница. Последней хозяйкой дома была Эмма Билинская. Селились тут военные. Муж владелицы дома, подполковник Иван Билинский, служил в 13-м стрелковом полку князя Николая Николаевича. Также здесь поселились его сослуживец, подполковник Александр Головин, и начальник Одесского военного госпиталя полковник Федор Замковский. Кроме того, здесь же находилась лавка Григория Бондаренко, в которой военные покупали табак и бакалею.
Халабуда Катаева и лавка с углем
Следующий дом, у которого стоит остановиться, построен в 1786 году — его упоминает в повести "Белеет парус одинокий" Валентин Катаев: "Переждете в своей халабуде до вечера, а как только смеркнет, тихонько идите прямо по такому адресу... я тебе сейчас скажу, а ты хорошенько запоминай: Малая Арнаутская, номер пятнадцать". Здесь можно было купить уголь у купца Беренштейна. А в 1920-е годы тут проживал член горсовета Петр Мельниченко.
Прообраз Бендера и "Шантеклер"
В доме на Малой Арнаутской, 40, жил прообраз Остапа Бендера, Иосиф Шор — мошенник, инспектор уголовного розыска, брат поэта Анатолия Фиолетова. Братья любили читать приключенческую литературу и грезили кругосветными путешествиями. Однако их деду это не слишком нравилось, и он устроил ребят к себе в лавку, где те должны были помогать ему в торговле, хозяйстве и даже в контрабанде. У деда дома часто собирались тогдашние криминальные авторитеты, бандиты и мошенники, что сильно повлияло на развитие Иосифа. Парень мечтал уехать в Бразилию или Аргентину, поэтому он начал по-особому одеваться: носил светлую одежду, белую капитанскую фуражку и, конечно же, шарф. Также здесь находился кинотеатр "Шантеклер".
Незаурядные люди и жулики
Если пройти чуть вперед, то на углу улицы Лейтенанта Шмидта можно увидеть небольшое здание — когда-то на этом месте находился дом Ланга, 1846 года постройки. Однако простоял он недолго — уже в 1908 году здесь появился молитвенный дом рубальщиков кошерного мяса. После войны тут разместилось Добровольное общество содействия авиации, армии и военно-морскому флоту, а также аэроклуб. Сейчас в здании — заведения еврейской общины. А в соседнем доме в 1930-е годы свое детство провел Оскар Фельцман — артист и композитор. Его отец, Борис Фельцман, был известным хирургом. Сам Оскар вспоминал улицу так: "Чем прославилась моя улица, я толком не знаю. Наверное, там жили незаурядные люди. Возможно, что попадались и жулики".
Молитвы, вино и бакалея
Чуть дальше, за пересечением с Пушкинской, можно увидеть покосившийся небольшой двухэтажный домик, построенный примерно сто лет назад. Когда-то владелец дома, Гейн Кофман, держал тут винный погреб, который пользовался небывалой популярностью. Кроме того, тут были булочная, молочная и табачная лавки. Со всем этим торговым изобилием соседствовал еврейский молитвенный дом Нер-Тумид. Сейчас это обычный жилой дом с административными помещениями.
Богатую историю имеет соседнее здание, фасад которого украшает маскарон в виде женского лица. Как предполагает краевед Юрий Парамонов, здесь был дом Бакоша. "В 1910-е годы Иосиф Бакош занимался земледельческими машинами и орудиями. В частности, производил штирийские (австрийские) жатвенные косы, наиболее распространенные в России", — рассказывает краевед. Тут же торговали мукой, сахаром и бакалеей. А рядом был еще один еврейский молитвенный дом Гахнусис-Шабас.