Реформа военного образования: в школы хотят вернуть военруков, а курсантов обучат бойцы с Донбасса
Фото: old.berdyansk.org.ua
В военных вузах и обычных школах страны с нового года собираются ввести целый ряд новшеств. Так, в военных институтах и университетах преподавателями станут бойцы, вернувшиеся с Донбасса.
Как рассказал "Сегодня" первый замминистра обороны Иван Руснак, ставка сделана на то, что уже имеющие боевый опыт украинцы изменят систему обучения в военных вузах, а практические занятия станут максимально приближенными к боевым условиям. "Есть решение дать зеленый свет именно бойцам — чтобы они преподавали в военных вузах. Сейчас на такие должности пришли уже 55 человек", — рассказал нам Руснак. По его словам, раньше выпускники военных университетов, попав на Донбасс, не могли даже представить, что придется стрелять по объектам, над которыми возвышается флаг "старшего брата": "Не говоря уже о том, чтобы выстрелить в колонну с техникой и людьми. Молодежь не могла переступить психологический барьер. Все, о чем преподаватели — участники боев рассказывают курсантам, мы вписываем в новые методички и учебники. Кроме того, теперь больше занятий будет проходить на полигонах: курсанты будут учиться вести стрельбу в разных ситуациях, выходить из окружения, и многое другое. На занятиях рассмотрят даже дуэли — танк на танк, БТР на БТР, а также действия подрывников".
"Сегодня" разыскала одного из таких новых учителей. Игорь Панченко воевал в составе 95-й аэромобильной бригады, а теперь он — начальник кафедры подготовки подразделений и частей спецназначения в одном из столичных вузов. "По возвращении с фронта мне предложили преподавать и я не отказался. Я — начальник кафедры подготовки подразделений и частей специального назначения и считаю что опыт приобретенный несоизмеримо важен в ходе подготовки курсантов. Руководство военного института телекоммуникаций и информатизации в лице генерал-майора Миночкина Анатолия Ивановича уделяет много внимание практической подготовке курсантов: ввело новые дисциплины по изучению современных средств связи. А именно – систем спутниковой связи, американских радиосредств для спецподразделений, а также средств и комплексов специальной связи, . Также в программы подготовки курсантов введены дисциплины охватывающие вопросы технической разведки, устройства и принципов управления беспилотными летательными аппаратами и другими высокотехнологическими средствами разведки. На сегодняшний день професорско-преподавательским составом института проводится огромная работа, по развитию у будущих офицеров экстремальных навыков выживания в ходе ведения боевых действий, разъясняем, как своими руками сделать в поле антенну и другие специфические технические решения, которые способны спасти человеческие жизни. Офицеры, которых мы готовим, кроме эффективного управления личным составом должны уметь решать технические задачи", — говорит Панченко.
В ШКОЛАХ. В школы же со следующего года могут вернуться военруки. "Нас жизнь заставляет возобновить все это. В ближайшее время мы обсудим это с Минобразования. Есть же демобилизованные бойцы с боевым опытом, которые могли бы рассказать детям об армии. Работа по набору уже началась, — говорит Иван Руснак. — Старшеклассников можно приглашать на полигоны — изучать оружие, стрелять. Таким образом мы сможем выявлять, кто из них способен к военному делу, и узнаем, кто хотел бы служить в ВСУ". Также в Минобороны предлагают дать школам военный профиль: например, если рядом со школой есть погранзастава — в спецкружке должны готовить пограничников, если танковая часть — танкистов, и т. д. "Начинать можно с 5 класса. Детям будет интересно, даже если начинать с одного часа в неделю, а со временем увеличивать число занятий", — объясняет Руснак.
Мнения родителей разделились. Отец одной из киевских восьмиклассниц Сергей Ковтуненко говорит, что идею военных посчитает неплохой — если его дочь научат грамотно оказывать первую медпомощь. "Но я против строевой подготовки для девочек. Но мальчиков это сделает более дисциплинированными и ответственными", — считает он. А мама пятиклассника Ирина Опанасенко недовольна: "Не слишком ли мы военизируем наше общество? Зачем учить детей едва ли не с пеленок стрелять или держать автомат? Этому стоит учить только тех, кто этого хочет и чьи родители не против".