Санкции Евросоюза против России не сработали в Арктике
Рогозин вместе со священником открыл экспедицию на дрейфующей станции
Россия продолжает активно отстаивать свои интересы на любом приглянувшемся ей направлении, одновременно ставя в неудобное положение Запад, который пока реагирует на выходки Кремля только по факту случившегося. Так, сейчас в Норвегии думают, что делать с визитом на полярный архипелаг Шпицберген вице-премьера России Дмитрия Рогозина — ведь этот политик находится в санкционном списке Евросоюза, к которому присоединилось Осло. Пока в стране ограничились вызовом посла России в норвежский МИД, но уже задумались и о введении визы для посещения архипелага в Северном Ледовитом океане — ведь пока Шпицберген, который в Норвегии называют Свальбарде, имеет особый статус, и россияне могут приезжать сюда без визы.
Вопрос возник также в отношении службы паспортного контроля аэропорта города Лонгйир, где, по идее, Рогозина должны были остановить. Сам фигурант скандала на недоумение Осло ответил лишь фразой в "Твиттере", написанной прямо со льдины посредством спутниковой системы ГЛОНАСС: "После драки кулаками не машут".
В МИДе России также сделали вид, что претензий не понимают. "Сожаление вызывает инициативное присоединение Норвегии к антироссийским санкциям ЕС, что оборачивается негативными последствиями для российско-норвежских отношений. И, как мы видим, приводит к искаженному восприятию реалий нашими норвежскими соседями", — заявил по этому поводу представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
Повод посетить Шпицберген на выходных у Рогозина был более чем серьезный: открытие новой дрейфующей станции "Северный полюс-2015", экспедиции на которой не проводились с 2013 года. Впрочем, одновременно он сделал заявления типа: "Арктика — русская Мекка" и "Сейчас акценты расставлены таким образом, чтобы прийти в Арктику навсегда и сделать ее своей".
Напомним, архипелаг Шпицберген был передан под суверенитет скандинавского королевства после Первой мировой войны, с условием сохранения за ним особого международного статуса. Поскольку этот регион оказался богатым на полезные ископаемые, в последнее время Москва все активней поднимает вопрос о начале освоения шельфовой зоны, принадлежность которой оспаривает с Осло. Дания, Канада и США также претендуют на большие участки Арктики, где, по предварительным данным, залегает 13% неразведанных общемировых запасов нефти и 30% природного газа.