Интервью с экс-участником "Ляпис Трубецкой" Булатниковым: "С Михалком объединяла не только группа, но и кумовство"
— Павел, расскажите, когда вы в последний раз были в Киеве и что стало поводом для визита?
— Мы были тут, кажется, в октябре прошлого года, когда у нас был первый концерт группы Trubetskoy в Украине. Также приезжали весной, когда делали видео с вашим замечательным клипмейкером Сашей Стеколенко (снимал "911" для "Океана Эльзы". — Авт.). Мы знакомы с ним еще по совместной работе с "Ляписами", и решили снова к нему обратиться. Видео на песню "Гагарин" получилось очень зачетным, в нем принял участие наш приятель, популярный российский рэпер Лигалайз. Насколько я знаю, за месяц с небольшим оно набрало около полумиллиона просмотров в интернете, а это как бы неплохо. Последний наш приезд был всего месяц назад, когда нас пригласили в Киев на небольшой фестиваль "Від сябра до брата". От музыкальных волонтеров мы узнали, что они организовывают сбор средств для покупки реанимационного автомобиля, который необходим для помощи пострадавшим на востоке Украины. Мы решили, что это хорошая возможность действительно помочь кому-то конкретно, а не абстрактно.
— Вы следите за ситуацией в нашей стране?
— Как же можно не следить, вы же все-таки наши соседи! Не зря нас называют братскими народами. Конечно же, нас все волнует, и мы переживаем за вас. Знаю, что многие музыканты ездят выступать в зону АТО. Нам таких предложений не поступало, но если бы были — почему нет? Мы бы их рассмотрели.
Одно из первых совместных фото. Михалок и Булатников
— Чем ваш новый коллектив Trubetskoy отличается от всем известного "Ляписа Трубецкого"?
— Начнем с того, что в нашу новую группу входят Александр Сторожук, который больше 10 лет играл в "Ляписах", бессменный гитарист этой группы Руслан Владыко, ну и я, собственно. Добавился новый член коллектива — молодой, но очень талантливый белорусский музыкант Алесь-Франтишек Мышкевич, он играет на бас-гитаре. В звучании Trubetskoy отличается прежде всего тем, что у нас нет духовой секции, привычного атрибута "Ляписов". Мы специально решили избавиться от нее, чтобы не сложилось стереотипа, что мы, мол, тот же "Ляпис". А в остальном, как нам кажется, это просто хорошая гитарная музыка и песни обо всем, что волнует современного человека.
— Вы сказали, что решили избавиться от стереотипа, но все-таки взяли название Trubetskoy...
— Изначально было оговорено, что наш коллектив будет исполнять какие-то песни группы "Ляпис Трубецкой", потому что второй коллектив (Brutto, в котором играет Сергей Михалок. — Авт.) вообще собирался отказываться от наследия "Ляписов". Было бы глупо, если бы эти песни пропали. Поэтому мы решили, что так будет проще: название Trubetskoy стало объяснением, почему мы используем творчество нашего бывшего коллектива.
Начало пути. Двое солистов в группе появились в 1997 году
— Я знаю, что никаких договоров с Сергеем у вас не было. После всей этой грязи, публичных переписок в интернете не жалеете, что не закрепили когда-то свое сотрудничество печатями и подписями?
— Мы вообще ни о чем не жалеем, потому что у нас давно сформировался свой стиль жизни и работы: мы ведем себя как анархисты, и больше доверяем именно слову, а не каким-то бумажкам.
— А какие у вас сейчас отношения с Сергеем? Как давно вы вообще виделись?
— Последний раз мы виделись на финальном концерте "Ляписа Трубецкого", это было в последних числах августа прошлого года. Потом Сергей заявил, что запрещает нам исполнять песни из репертуара той группы. Но это уже неактуальное сообщение, так как в следующем интервью он объяснил, что это была шутка. Честно говоря, в последнее время мы уже готовы к чему угодно. Но в обозримом будущем, думаю, все-таки откажемся от песен "Ляписов". Тем более что у нас уже свой материал поднакапливается. Надо же всегда двигаться вперед, не так ли?
— А если поклонники будут требовать песни "Ляписов"?
— Будем решать проблемы по мере их возникновения (улыбается).
Звездный состав. Таким белорусский коллектив запомнили фанаты
— Как я понимаю, вы сейчас не совсем в дружеских отношениях с Сергеем. Что должно случиться, чтобы вы помирились?
— Дело в том, что мы с ним официально и не ссорились. Мы подустали немного друг от друга, у каждого есть какие-то свои планы, амбиции и начинания, поэтому нам хочется развиваться автономно. По крайней мере, говорю за себя, а что по этому поводу думает Сергей, мне неизвестно. На самом деле нас объединяла не только игра в одном коллективе, но и кумовство — я крестил его старшего сына Пашу. Не так давно, кстати, мы играли с ним на музыкальном фестивале в Таллине. Несмотря на то, что парню всего 20 лет, он уже достаточно взрослый мужчина — у него своя группа Super Besse.
— На волне всех этих слухов и популярности прошлого коллектива не было желания написать книгу, чтобы пролить свет на создание хитов и жизнь группы?
— Пока что у меня нет особого желания рассказывать о том, как все это создавалось. Тем более память у меня уже не юношеская, специально никогда ничего не фиксировал. Есть вещи, которые я бы все равно не стал выносить на широкую аудиторию, и в данной ситуации это тем более логично. Поэтому пускай это останется с теми, кто был к этому причастен.
— В "Википедии" есть информация, что вы "не сыграли ни одной ноты на гитаре, хотя и умеете играть на акустической". Признайтесь, вы имели отношение к созданию репертуара "Ляписов"?
— Этот коллектив состоял из очень хороших музыкантов. Сергей приносил какую-то музыкально-поэтическую идею, остальные брали ее в обработку, а в создании аранжировки принимали участие все. Я делал только вокальные партии: занимался именно тем, что от меня требовалось.
— В каких самых необычных местах вас приглашали выступать?
— Ну, в саунах мы точно не играли. Было дело, работали на вечеринках в частных больших домах — по сути, это можно было считать вечеринкой в клубе. А вот как-то была история: мы играли в Дубае для каких-то там постсоветских олигархов. Было много разных выступающих: какие-то кавээнщики, танцовщики, много другого народу — их было в разы больше, чем тех, кого они обслуживали. Представьте: сидит какая-то кучка людей, которых развлекает масса разных артистов, специально привезенных из другой части Земли!
— В вашем нынешнем коллективе есть определенное табу, например, играть за большие деньги в поддержку какого-то политика?
— Нет, мы не собираемся агитировать ни за каких политиков, партии и так далее. Это я вам точно говорю. Хотя предложения такие уже были. Брать на себя такого рода ответственность мы не будем, насколько бы порядочными эти политики ни были.
— Какие самые неадекватные поступки совершали поклонницы за время вашей творческой карьеры?
— Даже не могу припомнить такое. У нас все поклонники и поклонницы вроде как адекватные. Некоторые наши фанаты знают, что мы любим виски и сигары, поэтому часто притаскивают именно это.
— Бывали ли моменты, когда вам приходилось драться?
— В них мы особо не ввязывались, хотя бывало разное. Встречались на корпоративах неадекватные заказчики, но мы пытались решить это дело мирным путем.
— Сейчас есть запрет на ваши выступления в Беларуси?
— Мы играли 25 апреля в Минске свой первый сольный концерт — нам его разрешили. Но есть странные моменты с этим разрешением. Знаете, у нас в стране система, как в Советском Союзе: чтобы выступить, ты подаешь заявку в управление культуры, а оно дает добро на проведение того или иного концерта конкретного артиста. Мы не с первого раза, но все-таки получили такое разрешение, но при этом были интересные моменты: ни одна радиостанция или телеканал не взяли в эфир рекламный ролик о концерте, отвечая: "Оно нам не надо". Может, это боязнь директоров радиостанций — не знаю.
— Ни для кого не секрет, что многие музыканты не обходятся перед концертом без определенного допинга, а Шнуров и вовсе пьет прямо на сцене. Как у вас с этим делом?
— У нас все очень традиционно: мы — люди, употребляющие алкоголь, и можем позволить себе перед концертом выпить какое-то количество виски (
улыбается).
— Бывало такое, что концерт отменяли из-за того, что вы выпили слишком много?
— С предыдущим коллективом много чего было.
— С кем из украинских музыкантов вы дружите?
— Мы в близких отношениях с "Воплями" ("Воплі Відоплясова". — Авт.), "Гайдамаками" — приятные ребята. Хорошо знакомы с "Океаном Эльзы", наш друг Влад Ярун — их звукорежиссер, мы с ним много писались в Киеве. У нас в принципе очень много друзей в Украине и в Киеве в частности. К тому же здесь много белорусов, которые переехали давно, работают здесь и, собственно, уже частично считаются украинцами.
— Хотелось бы спросить насчет ваших многочисленных тату: сколько их? И какая из них самая любимая?
— Честно? Я не считал их. Наверное, около десяти, и каждая из них по-своему дорога и с чем-то связана. Самая любимая — вот эта (показывает локоть. — Авт.), с надписью "Magister bibendi": в переводе с латыни "Мастер питья", этакий распорядитель попойки. На всех пьянках обычно разливаю я. Есть поверье, что у меня легкая рука, ни у кого после меня похмелья не бывает. Ну, понятное дело, это смотря сколько выпить, но в целом все правда.
— Расскажите о вашей личной жизни.
— Я женат, у меня есть дочка Василиса, ей 12 лет.
— Она ходит на ваши концерты?
— Да, она бывает на наших выступлениях и знает практически все наши песни, но музыкой, насколько я знаю, она не очень интересуется в плане самостоятельного творчества. Знаю, что у нее есть страсть к животным, она ухаживает за ними в волонтерском кружке.
— Ваша жена не ревнует к поклонницам?
— К счастью, моя жена — очень мудрая женщина, да и поклонницы достаточно адекватные. Я не даю поводов для безумной ревности.
Группа Trubetskoy. Была создана после распада "Ляписа Трубецкого"
История: за 26 лет — 13 альбомов
В этом году белорусской группе "Ляпис Трубецкой" исполнилось бы 26 лет. До своего дня рождения она не дотянула всего полгода — напомним, в марте 2014-го солист коллектива Сергей Михалок объявил о роспуске группы, а 31 августа музыканты "Ляписа Трубецкого" прекратили свою деятельность и разделились на две команды: Trubetskoy (с Павлом Булатниковым) и Brutto (с Сергеем Михалком). Оба коллектива — частые гости в Украине; более того, Михалок не так давно получил вид на жительство в нашей стране. "В Украине рождается новая эпоха. Это новый Тибет, поэтому я здесь, чтобы насладиться по полной и поучаствовать во всем этом", — так объяснил свое решение Михалок в интервью "Громадське ТБ". На общение с журналистами музыкант соглашается очень редко, а о бывшем коллективе и вовсе слышать не хочет. Более того, Сергей несколько раз в ультимативной форме запрещал бывшим коллегам исполнять песни из репертуара "Ляписа Трубецкого", но до суда дело пока не дошло. Как бы там ни было, для многих поклонников белорусской группы Михалок останется в памяти не агрессивным качком с татуировками, а раздобревшим весельчаком, воспевающим настоящую любовь. К слову, именно Михалок придумал название своему коллективу — он назван в честь героя романа Ильфа и Петрова "12 стульев", поэта-халтурщика Никифора Ляписа. С самого начала Сергей был лидером группы. Второй же солист, Павел Булатников, появился в группе лишь спустя семь лет. В 1997 году группа выпустила свой первый видеоклип (на песню "Ау"), после чего о ней заговорили уже не только в Беларуси. С выходом альбома "Ты кинула" музыкантов начинают приглашать на различные фестивали и ТВ-эфиры. Всего за время существования коллектива было выпущено 13 альбомов. Их хиты — "Яблони", "Сочи", "В платье белом" — до сих пор на слуху, а некоторые ("Евпатория", "Ты кинула", "Воины света", "Капитал") есть в репертуарах сразу двух команд.
Досье артиста
Имя: Павел Булатников
Родился: 27 июня 1972 года
Карьера: музыкант
Учился в Минске, в белорусском Институте культуры, где был студентом и Сергей Михалок. Там музыканты подружились, а через 7 лет после знакомства Павел вступил в группу Сергея "Ляпис Трубецкой" (основана в 1989 г.) в качестве вокалиста. Коллектив объявил о своем распаде в 2014 году.