среда, 15 января 2025

"Сумасшедший закон", 100 миллиардов убытков и "маразм, с которым только пуля может бороться": как страна встретила решение о валютных кредитах

Закон о реструктуризации валютных кредитов, который позволяет украинцам возвращать банкам долги по курсу, который был установлен на момент подписания договора, вызвал огромный резонанс в Украине. Соцсети кипят уже второй день, одни депутаты защищают решение, другие – в спешке отзывают свои же голоса и просят о вето президента. Нацбанк заявил, что решение Рады подкосит всю банковскую систему и нанесет убытков на 100 миллиардов гривен, а министр финансов Наталия Яресько назвала закон "вызовом справедливости".

Что предусматривает закон. Законопроект №1558-1, который Рада 2 июля приняла в третьем чтении, позволяет заемщикам, которые брали потребительские кредиты в валюте, возвращать деньги по старому курсу. "Все банки и другие финансовые учреждения, которые действуют на территории Украины, по письменному заявлению граждан Украины, которые имеют невыполненные обязательства по кредитным договорам в иностранной валюте, обязаны в течение 1 месяца провести реструктуризацию обязательств по кредитному договору", – говорится в пояснительной записке к документу. Никаких ограничений суммы задолженности нет. Курсовая разница списывается банками.

За это решение было отдано 229 голосов при минимально необходимых 226-ти. Но 6 нардепов уже требуют отозвать их голос. Спикеру Владимир Гройсману поступили заявления от Антонищака, Кутового, Черненко, Шкрум, Юринец и Яницкого. К ним обещал присоединиться и член фракции "Батькивщина" Игорь Луценко. "Друзья, я поступил как идиот. Завтра отзываю голос. Для меня был шок, когда придя домой и посмотрев итоги голосования, обнаружил, что 1558 принят в целом", – написал он на своей странице в Facebook.

Правда, первый заместитель председателя регламентного комитета Павел Пинзенык заявил, что у них ничего не выйдет, поскольку "не существует процедуры отзыва голосов". Но ряды передумавших от этого не поредели.

КТО ПОДДЕРЖАЛ ЗАКОН: ГОЛОСОВАНИЕ ФРАКЦИЙ

В пропрезидентской фракции БПП, которая активнее всего жала на кнопки "за", уже звучат идеи обратиться к спикеру Гройсману, чтобы он не подписывал закон. А первый заместитель главы фракции Игорь Кононенко выразил мнение, что Петр Порошенко его ветирует. "Я думаю, что (президент) наложит вето", – сообщил Кононенко. "Парламент под давлением принял сумасшедший закон – минус 90 миллиардов (грн) в стране", – дал Кононенко свою оценку резонансному документу. Юрий Луценко, который на момент принятия закона руководил фракцией БПП (сегодня он уже по своим причинам подал заявление об отставке) поддержал мнение однопартийца. "Этот закон в его нынешнем виде приведет к тому, что выигрывают максимум несколько десятков тысяч граждан, но 40 миллионов проигрывают", – сказал Луценко.

100 миллиардов убытков и гнев министра. В "профильных" госведомствах – Нацбанке и Министерстве финансов – в унисон раскритиковали вчерашнее решение депутатов. В НБУ заявили, что закон "нанесет разрушительный ущерб для финансовой и банковской системы Украины и ставит под угрозу благосостояние всех граждан". "Если все кредиты, предоставленные физическим лицам-резидентам в иностранной валюте конвертировать в гривну по курсу 5,05 грн/$1, то банковская система понесет убытки в сумме около 100 млрд грн", – отмечает пресс-служба НБУ.

С этой цифрой солидарны и эксперты. "Сейчас долг заемщиков перед банковской системой составляет почти 6 миллиардов долларов. Разница между курсом 5 гривен за доллар (который был ранее) и более 21 гривны за доллар, который существует на сегодня, – это 16 грн. Если умножить на 6 млрд, выходит около 100 мдрд грн дополнительной нагрузки", – рассказал в комментарии Сегодня.ua президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.

Если банки потеряют эти средства, им потребуется государственное рефинансирование, а на это, опять же, нужны дополнительные средства.

Источник: НБУ

Министр финансов Наталия Яресько сочла закон "вызовом справедливости в Украине". "Почему-то депутаты решили позаботиться об интересах лишь совсем небольшой части заемщиков, которые взяли валютные кредиты", – отметила министр на странице в Facebook.

Потенциальные потери банковской системы Украины, по ее расчетам, составят 95 млрд гривен. Это больше, чем будет потрачено на оборону и правоохранительную деятельность в 2015 году. "Это – популизм, который не имеет ничего общего со справедливостью", – считает Яресько.

"Убытки на троих". Мнения экспертов разделились. Часть из них поддержали критику, другие считают, что реструктуризация валютных кредитов – это вполне справедливый шаг. "Этот закон увеличивает возможность заемщиков для маневра и со временем позволит банковской системе выйти из коллапса. На сегодня без такого закона большинство заемщиков не способны вернуть кредиты. Это создает проблемы не только для них, но и для самих банков, поскольку залоговое имущество в условиях, когда рынок лежит, реализовать сложно. Я считаю, пусть банки лучше постепенно получат хоть какие-то деньги, чем так, как сейчас – не будут получать ничего", – заявил глава комитета экономистов Украины Андрей Новак.

По его мнению, закон позволяет распределить нагрузку от курсовой разницы на три стороны. "Из этой ситуации невозможно выйти иным путем, чем распределив нагрузку на троих – заемщиков, банки и государство", – сказал Новак.

С ним солидарен и народный депутат от Радикальной партии Дмитрий Линько. "Речь идет о потребительских кредитах простых людей. Банки на такие кредиты закладывают прибыль 200% с учетом того, что 50% заемщиков не возвращают их. Но остается 100%, и поэтому они имеют прибыль", – написал он в Facebook. По мнению депутата, закон дает заемщикам возможность платить по силам, и не лишает средств банки. "Реструктуризация кредитов – это не их списание. Это возможность людям платить постепенно и понемногу. Иначе просто заберут залог, продадут за бесценок и перепродадут потом опять", – написал он.

Защитить и заемщиков, и банки, возложив всю ответственность на государство, предлагает бизнесмен Александр Меламуд. "Я понимаю, что нельзя уничтожать банковскую систему, что в основе этой редакции лежит популизм, но давайте подумаем о тех, кто взял валютный кредит при низком курсе. Они не разбираются в экономике, не могли предположить, что курс за несколько лет рухнет в 4,5 раза. Они никогда не смогут вернуть кредит и обречены на нищенство. Что с ними будут делать? Отбирать жильё?", – написал он на своей странице в соцсети. Меламуд считает, что если политика государства привела к тому, что гривна рухнула, то и отвечать за это должна власть, а не простые украинцы и не коммерческие банки. "Нельзя выбросить огромное количество людей на помойку, нельзя при этом уничтожить банки, значит, нужен закон, по которому все убытки будут лежать на истинном виновнике ситуации – на государстве", – считает бизнесмен.

"Банки будут закрываться огромными пачками". Последствия закона о реструктуризации валютных кредитов будут негативными, уверен ряд экспертов. "Крах банковской системы, которая точно переживает сейчас не самые лучшие времена, тогда будет неизбежен. Взять и выкачать деньги из банковской системы сейчас практически невозможно. Банки будут закрываться огромными пачками", – заявил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Банкротство банков приведет к потере средств нынешними вкладчиками, подчеркивает президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. "Банки падают, а им еще на шею дополнительно вешают 100 миллиардов гривен. Это маразм, с которым, наверное, только пулями можно бороться. Украина уже утратила около 50 банков, в результате украинцы потеряли в этих банках 300 миллиардов гривен. Сейчас еще банки упадут, люди снова потеряют средства", – прогнозирует он.

Для разрешения ситуации нужно не перекладывать убытки, а создать условия для развития экономики, уверен Сугоняко. "Вопрос, на кого переложить убытки от курсовых разниц, – это неконструктивный вопрос. Конструктивный вопрос – каким образом уменьшить убытки от тех курсовых разниц, которые у нас есть на сегодняшний день. Уменьшить эти убытки можно только путем развития украинской экономики. В том числе путем развития малого и среднего бизнеса, обеспечения работы для экономически активных валютных заемщиков. Ну дайте им возможность зарабатывать!", – сказал эксперт.

Восстановление экономики должно стать приоритетом и для правительства, и для Нацбанка, и для народных депутатов, считает он. "Мы стали беднее все, страна стала беднее после падения курса гривны. Мы можем стать богаче только после запуска нормальной программы возрождения экономики", – уверен эксперт.

Читайте также

Закон о валютных кредитах поделит убытки на троих – эксперт

Закон о реструктуризации валютных кредитов, который разрешает украинцам возвращать долги по курсу, установленному на момент заключения договора, позволит заемщикам вернуть хоть часть средств, уверен г

Яресько: Закон о реструктуризации валютных кредитов – это популизм и вызов справедливости

Наталия Яресько. Фото: AFPМинистр финансов Украины Наталия Яресько назвала принятие Верховной Радой законопроекта о реструктуризации валютных кредитов "вызовом справедливости в Украине".Об этом говори

Закон о валютных кредитах – это идиотизм – финансист

Закон о реструктуризации валютных кредитов, который позволяет украинцам отдавать долги по курсу на момент заключения договора, приведет к масштабным убыткам в банковской системе и не улучшит ситуацию

НБУ оценил убытки банковской системы от закона по принудительной конвертации валютных кредитов

Банковская система понесет убытки в сумме около 100 млрд грнПринятие закона о принудительной конвертации валютных кредитов по курсу на момент их выдачи (№1558-1) нанесет разрушительный ущерб для финан

Если закон о валютных кредитах оставят в силе, это приведет к катастрофе – Устенко

Олег Устенко. Фото: из архива "Сегодня"Если принятый вчера верховной радой закон о реструктуризации валютных кредитов оставят в силе, это приведет к катастрофе. Такое мнение в комментарии Сегодня.ua в

Закон о валютных кредитах: голодающие заемщики, массовые беспорядки и миллиардные убытки

Резкое падение курса национальной валюты, которая за предыдущий год обесценилась с официальных 8 гривен за доллар до 16—18, вызвало в Украине волну протестов.Как падала гривнаОтпущенная Нацбанком в св