Нарышкин припомнил Финляндии обретение независимости в 1917 году, рассуждая об отделении Крыма от Украины
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин связал историю обретения Финляндией независимости в 1917 году и эпизод с выходом Крыма из состава Украины. Комментарий, содержание которого сводится к осуждению западных стран, появился после того, как финские власти отказались пускать российского парламентария в страну, несмотря на приглашение на сессию Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
По словам Нарышкина, тема Октябрьской революции и предоставления независимости Финляндии обсуждалась на встрече с депутатами финского парламента, сообщает "Интерфакс". "У меня в ходе такой дискуссии родилось сравнение: молодое советское правительство, пришедшее к власти незаконным путем в ходе октябрьской революции - государственного переворота; при этом это правительство, понимая и уважая право народов на самоопределение, понимая историческую справедливость, приняло решение о предоставлении независимости народу Финляндии", - поведал председатель Госдумы РФ.
Парламентарий увидел несправедливость в том, что западные страны не учитывают предоставление независимости Финляндии как прецедент в случае с выходом Крыма из состава Украины. "Прошло не менее 100 лет, и члены Европейского Союза - страны, которые считают себя в высшей степени правовыми государствами и везде говорят о том, что они чуть ли не образцы демократии, и поучают всех, дают уроки демократии, и вместо того, чтобы уважать право людей выбирать собственную судьбу, в отношении жителей Крыма - русских, украинцев, крымских татар, евреев, молдаван - тех, кто живет на Крымском полуострове, в Севастополе, эти государства это право самым грубым образом растоптали", - выразил свое недовольство Нарышкин.
Также председатель Госдумы посетовал, что западные страны не признают результаты состоявшегося в Крыму референдума. "Референдум был, и итоги его - вполне убедительные. Если кто-то там не признает день или не признает ночь, это не значит, что день станет после этого темным, а ночью будет ярко светить солнце", - заявил Нарышкин.
Автономия Финляндии активно укреплялась еще с 1860-х годов. Начавшийся в 1899 году непопулярный процесс русификации способствовал усилению борьбы за независимость.
В 1917 году, когда власть перешла к Временному правительству, в Финляндии был обнародован манифест, отменявший все меры интеграции, осуществлявшейся с 1899 года, были возобновлены все ее привилегии, утраченные после революции 1905 года. Был назначен новый генерал-губернатор и созван сейм.
Однако после провозглашения сеймом в одностороннем порядке независимости Финляндии во внутренних делах решением Временного правительства России от 18 июля 1917 года одобренный сеймом закон о восстановлении автономных прав Финляндии был отклонен, сам сейм распустили, а его здание было занято российскими войсками.
Но находившиеся в Великом княжестве части российской армии уже не контролировали ситуацию, полиция была распущена и не поддерживала порядок. Идея независимости к моменту Октябрьской революции 1917 года была очень популярна в Финляндии. 18 декабря 1917 года постановлением СНК РСФСР было предложено "признать государственную независимость Финляндской Республики".
Российские власти пытаются при помощи различных доводов обосновать законность присоединения Крыма к РФ. Косвенным аргументом стало недавнее решение Генпрокуратуры РФ, которая признала незаконным решение о передаче в 1954 году Крыма из состава РСФСР в состав Украины. "Ни Конституция РСФСР, ни Конституция СССР не предусматривали полномочий президиумов Верховных советов РСФСР и СССР по рассмотрению вопросов об изменении конституционно-правового статуса автономных советских социалистических республик, входящих в состав союзных республик", - говорилось в заключении надзорного ведомства.
Кроме того, в настоящее время Генпрокуратура РФ проверяет поступившее от депутатов Госдумы письмо с требованием проверить легитимность создания в 1991 Государственного совета СССР, который принял решение о признании независимости трех прибалтийских республик - Латвии, Литвы и Эстонии. Проверка российского надзорного ведомства вызвала волну негодования среди руководства прибалтийских стран.