Дорога к ЕС: какую часть пути прошла Украина (инфографика)
Не начали процесс ратификации СА только Греция и Кипр
Вчера исполнился год с даты ратификации Верховной Радой Соглашения об Ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Но чтобы Соглашение заработало в полную силу, Украина должна провести ряд важных реформ. Многие эти реформы уже начали внедряться, но многие пока лишь в процессе разработки: это и конституционная, и судебная, и правоохранительная, и налоговая реформы, а также выполнение шагов по либерализации визового режима и улучшение ситуации по защите прав человека (подробнее о динамике — см. инфографику).
СТАВЯТ ГАЛОЧКИ. Власть прогресс по имплементации реформ оценивает достаточно оптимистично. Так, Нацсовет реформ, который исследует прогресс внедрения новшеств, посчитал, что налоговая реформа выполнена уже на 57%. Также неплохо движется реформа МВД и образования. А вот в борьбе с коррупцией прогресс пока составляет лишь 36%: хотя Нацбюро по борьбе с коррупцией создано и часть детективов уже приступила к работе, но антикоррупционный прокурор пока не назначен. Тормозим мы также с реформами в госуправлении и в энергосекторе, но здесь, по мнению экспертов, проблема кроется не в сознательном затягивании, а в сложной политической и экономической ситуации.
Также эксперты отмечают, что считали в Нацсовете в основном бумажную работу, а реально же для того, чтобы изменения заработали, нужен не один год. "Цифры плохо соотносятся с реальностью, — сказал нам политолог Александр Палий. — Не так сложно принять закон и поставить галочку в прогрессе реформы. Но сам закон может быть некачественным. Как пример можно привести новый закон о местных выборах — принят он в рамках реформы, но явно требует серьезной доработки". Палий при это отмечает, что в сотрудничестве с ЕС Украина продвигается в ряде реформ: судебной, правоохранительной, конституицонной и антикоррупционной. "Украине нужны деньги под реформы. Потому тут играет роль юридическая бюрократия — принятие законов и поиск иностранных экспертов. Потому и считают эти проценты, чтобы показать европейцам уровень нашего прогресса", — поясняет и президент Украналицентра Александр Охрименко.
"Процесс идет. Но если говорить откровенно, план реформ писали еще до кризиса, потому не везде он отвечает реалиям, — отмечает Владимир Фесенко. — Нам нужна более радикальная судебная реформа, чем прописана в Соглашении. Но к реформам нас подталкивают и другие стимулы, кроме СА. К примеру, в переговорах по либерализации визового режима у нас есть более жесткий стимул: там есть четкий график, и европейцы уже до конца года требуют разобраться с госфинансированием партий, реформой прокуратуры".
Важно, по словам экспертов, не забывать и о вступлении в силу экономической части Соглашения: нам нужно как можно быстрее интегрировать экономику европейское экономическое пространство, чтобы хотя бы частично компенсировать потери от падения экспорта в Россию.
ЛОББИ РФ. Для полной легитимизации Соглашение должно быть ратифицировано всеми членами ЕС, Европарламентом и Советом ЕС. На данный момент его полностью ратифицировали 22 страны: Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Швеция и Эстония. В процессе — Бельгия, Италия, Нидерланды и Чехия: они собираются голосовать уже в ближайшее время. А вот Греция и Кипр к рассмотрению нашего вопроса пока даже не приступали — как поясняют полититологи, возможно, на эти две страны еще придется повлиять Еврокомиссиии. "Во-первых, они набивают себе цену перед ЕС (пострадавшая от кризиса Греция, возможно, пытается таким образом заработать себе дополнительные очки и финансирование. — Авт.). А во-вторых, там есть серьезное пророссийское лобби", — поясняет Палий. — Но в любом случае эти страны никуда не денутся".
Есть пророссийские силы также в Италии и Чехии, где ратификация в процессе. "Да, российский фактор влияет. Но график ратификации работает на опережение, и я не преувеличивал бы значение проблемы. Оставшие страны будет подталкивать Еврокомиссия, как это было с санкциями, — уверяет Фесенко. — Ратификация будет в этом или следующем году. К тому же проблема некритична еще и потому, что независимо от их ратификации экономическая часть СА вступит в силу с 1 января".