Спасти дом Руссова: власти не могут найти инвестора и боятся за снос памятника архитектуры
Сорваны покровы. Одно из красивейших зданий в городе сейчас скрывают за рекламными баннерами. Фото: uc.od.ua
Шквальный ветер сорвал с фасада дома Руссова на улице Садовой полотно баннерной рекламы и открыл взору одесситов обветшалые стены памятника архитектуры XIX века. В муниципальном управлении архитектуры сообщили, что не могут связаться с фирмой, которая должна заниматься реконструкцией здания. Мы разбирались, как долго еще сможет простоять многострадальный дом.
В понедельник утром в ходе аппаратного совещания начальник управления архитектуры Одесского городского совета Александр Голованов признался, что департамент уже длительное время не может добиться конструктивного диалога с инвестором дома Руссова и прилегающего квартала — компанией ООО "Инкор-Групп", которая является владельцем большей части помещений в аварийном здании. Согласно единому Госреестру предпринимателей, учредителем общества является швейцарское акционерное общество YADROT Industries AG, руководит которым одесский бизнесмен Руслан Тарпан. К слову, именно сотрудники "Инкора" в 2009 году снесли здание гостиницы "Спартак" в Киеве, признав его аварийным.
В пресс-службе мэрии нам сообщили, что недавно городской голова Одессы Геннадий Труханов хотел связаться с компанией, но потерпел неудачу. "Никакой деятельности со стороны инвесторов не наблюдается, и ремонт там не ведется", — рассказала начальник департамента информации горсовета Наталья Мальцева. И добавила, что так как дом Руссова де-юре не находится в собственности города, чиновники не могут повлиять на ситуацию. В компании "Инкор" нам заявили, что не будут комментировать происходящее.
Задержку с реконструкцией объяснил начальник управления охраны объектов культурного наследия обладминистрации Владимир Мещеряков. "Процесс проходил бы быстрее, если бы был один собственник — частный владелец, коммунальное предприятие или другая форма собственности. Это позволило бы эффективней привлекать инвесторов, получать гранты. В этом здании еще есть частные квартиры, и неправильно тратить бюджетные деньги на их восстановление и ремонт. Впрочем, эту проблему можно решить при помощи суда и процедуры принудительного выкупа. А статус уже разрушенных квартир, которые тоже находятся в частной собственности, можно погасить решением суда, как несуществующих", — рассказал эксперт.
В свою очередь, наш собеседник в муниципалитете, пожелавший остаться инкогнито, отметил, что "ситуация с домом Руссова — тупиковая, а инвестору выгодно разрушать, а не реконструировать дом, чтобы на его месте построить очередную высотку".
Внутри. Строительный мусор все чаще становится причиной пожара. Фото: uc.od.ua
В результате многочисленных пожаров в доме Руссова было несколько обрушений и в 2011—2012 годах за счет областного бюджета в здании провели противоаварийные работы, установив временную крышу и распорки. Тем не менее, в декабре прошлого года местные жители совместно с консультационным советом при мэрии инициировали решение о возвращении дома Руссова под охрану государства, а также в судебном порядке доказали, что их квартиры не являются аварийными.
По словам Мещерякова, ситуация с домом Руссова пока не критическая. "Состояние здания не изменилось за последние годы — оно стабильно плохое. Тем не менее, можно вспомнить пример Кирхи, которая долгое время стояла в ужасном состоянии. Затем ее отдали в распоряжение громады и церковь удалось отстроить, привести в порядок. Такая же судьба может ожидать дом Руссова — его состояние не безнадежное", — подчеркнул эксперт. Напомним, на сегодняшний день существует несколько проектов реконструкции знаменитого здания в комплексе с прилегающим кварталом. Согласно одному из них, дом Руссова предлагают снести, а на его месте отстроить точно такой же новый дом.
ГОРЯЩЕЕ НАСТОЯЩЕЕ
Когда-то в Доме Руссова была знаменитая аптека Гаевского. Тут изготавливали не только уникальные лекарства, но и первое на просторах империи мыло — препараты соответствовали самым новейшим медицинским разработкам. Сейчас в этом здании ничего не спасает человеческие жизни, а даже наоборот — грозит их забрать. Связано это с многочисленными пожарами, которые происходили в доме, начиная с 2004 года. А 29 октября 2009 года в результате сильного возгорания здание было почти полностью уничтожено. Тогда выгорели внутренние перегородки и несущие конструкции, обрушилась кровля. Последний раз многострадальный памятник архитектуры горел в ночь на 18 марта этого года.