Мирные переговоры по Донбассу: К чему привели женевский, нормандский и минский форматы
Фото: AFP
Запланированная на 15 января встреча в нормандском формате на уровне глав государств, которую в конце прошлого года президент Петр Порошенко анонсировал, давая надежду на мир, так и не состоялась. Стороны продолжают активный поиск решения конфликта.
Вчера президент Порошенко и канцлер Германии Ангела Меркель договорились о заседании трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе, но дата встречи не согласована.
"Петр Порошенко и Ангела Меркель согласились с необходимостью скорейшего проведения заседания трехсторонней контактной групп на уровне министров иностранных дел в "нормандском формате" для дальнейших переговоров на наивысшем уровне", – сообщает пресс-служба главы государства.
По их информации, ключевыми предпосылками для дальнейшего мирного урегулирования должны стать выход на линию разграничения, закрытие границы, отвод военной техники, освобождение заложников и реакция на обострение гуманитарной ситуации. "Это также создаст необходимые условия для политического диалога", – говорится в сообщении.
Впрочем, история развития конфликта говорит о том, что ни один из предложенных сейчас форматов урегулирования конфликта до сих пор не увенчался настоящим успехом.
Политолог Владимир Фесенко говорит, что результатов переговоров нет, потому что переговорный процесс застыл. "Его пытаются возобновить, но какой может быть итог, если даже близко нет результата? Единственная надежда сейчас – на возобновление переговоров. Нельзя сейчас подводить итоги, если еще даже не начаты. Пока можно надеяться только на то, чтобы переговоры возобновились", – подчеркнул Фесенко. По его словам, после того, что произошло в Волновахе, у него нет никакой уверенности в том, что переговоры сейчас могут состояться. "Переговоры пытаются возобновить – это настойчивая позиция наших европейских партнеров, чтобы они не прерывались. Единственное, на что остается надеяться – это на возобновление переговоров", – сказал Фесенко.
Он считает, что консенсус может быть достигнут только если стороны пойдут друг другу на встречу. Мы решили напомнить, как прошли предыдущие попытки сторон прийти к консенсусу.
Женевский формат – первая попытка урегулирования
Впервые переговоры по мирному урегулированию конфликта на востоке Украины прошли 17 апреля 2014 года в Женеве – между Украиной, РФ, США и ЕС. Госсекретарь США Джон Керри, глава МИД РФ Сергея Лаврова, и.о. глава МИД Украины Андрей Дещица и еврокомиссар Кэтрин Эштон договорились о деэскалации конфликта, но боевые действия продолжались. В итоге министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о несоблюдении Украиной женевских договоренностей.
Говоря о женевском формате переговоров, экс-глава Генерального штаба Вооруженных Сил Украины генерал-полковник Владимир Заман заявил, что договоренности, достигнутые в Женеве, никак не повлияли на снятие напряженности в Украине и вокруг нее.
Нормандский формат – встречи на высоком уровне
Впервые встреча на уровне президентов Украины, России, Германии и Франции состоялась в июне в Нормандии (Франция), когда отмечалось 70-летие операции "Оверлорд" и открытие так называемого второго фронта Второй мировой войны.
15 ноября в Астане так и не состоялась встреча "нормандской четверки" при содействии президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк несколько раз заявлял, что переговоры не дают результатов потому, что к ним надо привлекать США. Президент России Владимир Путин 16 ноября провёл совещание с постоянными членами Совета безопасности, ход подготовки к следующей встрече в "нормандском формате".
Политолог Андрей Золотарев говорит, что формула "не мира, не войны" сегодня устраивает и Кремль, и Киев.
"Очевидно, поэтому и происходит такого рода странная необъявленная война, когда с одной стороны у нас проходит четвертая волна мобилизации. С другой стороны, те, кто воевал, потерпел проблемы во время войны, не могут получить ни материальную помощь, и это как какое-то зазеркалье. Война для украинской власти превратилась в универсальную палочку-выручалочку – реформы не проводятся из-за войны, уровень жизни падает из-за войны", – резюмировал Золотарев. Он говорит, что уже не надеется на то, что стороны придут к компромиссу.
Минский формат – договоренности, которые не выполняются
На данный момент единственные договоренности, которых удалось достигнуть – это минские договоренности от 5 сентября в Минске. Эта встреча была организована на уровне экс-президента Украины Леонида Кучмы, посла РФ в Украине Михаила Зурабова, ОБСЕ. Существенное отличие этих переговоров от предыдущих форматов в том, что к ним привлекли представителей "ДНР" и "ЛНР".
Однако договоренностей о разводе сторон и создании 30-километровой зоны, контролируемой ОБСЕ, так и не удалось достичь. Политолог Алексей Гарань отмечает, что ОБСЕ в основном выполняют мониторинговые, контрольные функции.
"Это организации, в которых представлены Россия, Казахстан, Азербайджан и другие постсоветские страны, где решение принимает конституционным голосованием. Поэтому деятельность ОБСЕ не является достаточно эффективной и максимально, что она может сделать – мониторинг, гуманитарная помощь, контрольные функции", – сказал политолог. Он напоминает, что в Европарламенте уже была принята жесткая резолюция в отношении России.
"Там говорится, что должны продолжаться санкции против России. Что касается минских договоренностей, то, к сожалению, Россия их не выполняет и для того, чтобы обеспечить их реализацию, достаточно начать с первых пунктов, в которых говорится о перемирии, прекращении огня и обмене пленными. Это РФ не выполняет", – рассказывает Гарань. Он две недели назад был в селе Пески и видел, как нарушается перемирье. "Каждый день идут обстрелы, в том числе на Новый год и Рождество. Идут атаки непосредственные, идут вылазки диверсантов. Поэтому, к сожалению, минские договоренности срываются Россией, у которой возможности тоже ограничены. Санкции очень ощутимо бьют по экономике РФ", – подчеркнул он.
Политолог Александр Палий также считает, что руководство России всячески пытается давить на Украину. "Сейчас Россия пытается продвинуть идею о продвижении газа на турецко-болгарской либо турецко-греческой границе Европе. Несмотря на то, что это подорвет влияние России и принесет колоссальные финансовые, имиджевые потери", – говорит Палий. "Когда рана затягивается, они ее снова начинают теребить, и даже не смотрят на то, что в этом психозе даже есть рана у самой России, которую придется лечить очень долго. Они на это уже даже не обращают внимание, тут очень много нерационального", – подчеркнул Палий.