Заместитель мэра Мариуполя: "У нас были дни, когда была только свекла и морковка"
Татьяна Ломакина. Фото: mariupolnews.com.ua
В Мариуполе сейчас идет постоянное движение людей, однако переселенцам очень тяжело – государственная программа так и не была принята. Об этом рассказала заместитель мэра Мариуполя Татьяна Ломакина в интервью "Главкому".
"Есть люди, которые находятся в постоянном движении: приезжают-уезжают. Из Донецка и Макеевки, например, близко к Мариуполю. Движение людей идет постоянно. Они две недели могут пожить здесь, потом поехать домой, потом снова вернуться. Жители Донецкой области в нашем городе либо живут у родственников и знакомых, либо снимают жилье. Таких вот людей, которые то заезжают в город, то выезжают из него, – около 30 тысяч. Они регистрируются у нас как переселенцы с началом ведения национальной базы данных", – рассказала Ломакина.
По словам заместила мэра, после начала боевых действий цены на жилье в городе выросли. "На какой-то период времени снимать квартиру в Мариуполе стало дороже – когда была большая волна переселенцев, это где-то в июле. Тогда начались боевые действия в самом Донецке и люди массово стали бежать. В Мариуполь прибывали разные жители – и с достатком, и бедные. И тогда стоимость жилья возросла очень резко. Потом, в августе, когда началось наступление на Новоазовск, и боевые действия подошли близко к Мариуполю, все люди с более-менее нормальным достатком поехали куда-то дальше по стране. Остались "уязвимые", и стоимость на жилье упала снова. Квартиру сейчас можно снять примерно за 2 тысячи гривен", – отметила Ломакина.
По ее словам, в городе сохраняется тяжелая ситуация с переселенцами. "Когда вы приезжаете в Мариуполь из зоны проведения военных действий, вы приходите в Центр помощи переселенцам, который у нас находится на базе социальной службы для детей, семьи и молодежи. Там заполняете анкету с описанием ваших потребностей, пишите, что вам нужно. И, допустим, вы говорите: мне ничего не нужно, я здесь живу у знакомой. Или говорите: вы мне, пожалуйста, помогите работу найти или, возможно, снять жилье. Все вопросы и проблемы, которые вас беспокоят, вы указываете в вашей анкете. Но если вы не говорите, что вам нужна еда, одежда, предметы гигиены или медикаменты, никто вам это не будет предлагать. Государственных программ соответствующих нет. Все, что мы можем дать этим людям, – это то, что приносят мариупольцы. С медикаментами самая большая проблема – никто не помогает практически. И когда возникает какой-то острый вопрос, просто кидается клич среди волонтеров: нужно собрать деньги на лечение такой-то семье", – сообщила заместитель мэра.
Ломакина отметила, что были дни, когда из еды оставались одни овощи. "Да, у нас были такие дни, когда, были только свекла и морковка. Но были дни, когда были овощи, каши, мясо, масло. Потому что один день – это 20 переселенцев, второй день – 200, а третий день – уже 1000. Еду для них собирали просто жители Мариуполя. Мы кинули клич – и они сносили все, что могли к соцслужбе. И тут же переселенцы прямо у жителей эту еду разбирали", – рассказала заммэра.
По ее словам, в первые дни был настоящий хаос, а ситуация начала стабилизироваться, когда начал свою работу Гуманитарный штаб Рината Ахметова "Поможем". "Война же у нас в первый раз. Реально не было понятно, сколько людей прибывает каждый день. Электричка приезжала – мы людей встречали, прямо на подносах жители туда приносили еду. На асфальте стрелочками было нарисовано тогда, как пройти к Центру. Потом уже начали предприниматели привозить необходимое. В августе открыл работу гуманитарный штаб "Поможем", и наступили первые дни, когда мы начали спать спокойно. Потому что до этого мы засыпали с ужасом: чем завтра кормить людей? Они реально было голодные, уставшие, в состоянии нервного перенапряжения просто штурмовали эту службу", – отметила Ломакина.