Не смешно
Как старый анекдот стал новым экстремистским материалом
Средства массовой информации в среду, 19 ноября, в унисон сообщили о том, что Индустриальный суд города Ижевска признал экстремистскими анекдот и демотиватор. Первым об этом поведал телеканал «Дождь» со ссылкой на информационно-аналитический центр «Сова». Который, в свою очередь, известил читателей: «На наш взгляд оба материала не заслуживают того внимания со стороны правоохранительных структур, которое получили».
Однако, как известно, совы — не то, чем кажутся. По информации правозащитников, в Ижевске возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 282 УК РФ («Разжигание национальной ненависти») против местного жителя, опубликовавшего в социальной сети «ВКонтакте» демотиватор и анекдот. По их мнению, анекдот, хоть и носит «ксенофобный характер», прямых призывов к насилию не содержит, и следовательно, 282-й статьи он не заслуживает.
Проблема в том, что ни правозащитники, ни журналисты не посчитали необходимым углубиться в детали этого кажущегося абсурдным казуса. Во-первых, речь идет о двух разных делах, возбужденных против одного человека. Первое — это гражданское дело от 9 января 2014 года по иску прокурора Индустриального района Ижевска о признании информационного материала экстремистским, третьими лицами в котором являются ООО «ВКонтакте» и Павел Фокеев. Второе — уголовное дело по части 1 статьи 282 УК РФ, возбужденное 15 октября 2013 года против все того же Павла Фокеева и поступившее в Индустриальный суд города Ижевска 3 марта 2014 года.
Решение по «экстремистскому» делу было вынесено 16 мая текущего года и обжаловано в Верховном суде Удмуртской Республики. ВС Удмуртии оставил решение суда первой инстанции в силе, и это послужило основанием для внесения анекдота в федеральный список экстремистских материалов. Решение суда заслуживает того, чтобы его процитировать (орфография и пунктуация сохранены). «В рамках предварительного следствия проведена комплексная психолого-лингвистическая судебная экспертиза данного материала. Согласно заключению экспертов … от 07 октября 2013 года данный материал направлен на возбуждение ненависти и вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности (жители Кавказа), вероисповедания (ислам и иудаизм), а именно материалы близкие к жанру анекдота ("Суд. Дело об избиении кавказца…"), но не являющимися таковыми по текстовому содержанию и направленности материала. Данный материал является отражением не прямых форм речевой агрессии в социально принимаемую форму "псевдоанекдота", переводом вражды и ненависти в плоскость несерьезной, анекдотической или привычной обыденности. … В представленных материалах имеют место высказывания побудительного характера, содержащие косвенные призывы к осуществлению враждебных либо агрессивно-насильственных действий, включая физической уничтожение по отношению к выходцам с Кавказа».
дает три упоминания Павла Фокеева. Причем в связи с решениями все того же Индустриального суда Ижевска. «Материал в виде изображения по типу "демонтиватора"», «Материал в виде изображения с текстом, где от лица бога Одина по отношению к изображенным параллельно лицам, говорящим на искаженном русском языке, один из которых похож на президента Чеченской Республики, говорится: "Я не знаю этих обезьян"», «Материал в виде групповой фотографии трех "лиц кавказской национальности" с комментирующим текстом "заходят как-то азербайджанец, дагестанец и чеченец в ресторан, а официант им говорит: А ну пошли н**** отсюда!"». Не особо смешно — даже на фоне косноязычных решений регионального суда.
заговорили и столичные журналисты. Слово удмуртской газете «День» от 25 декабря 2013 года: «Со своей историей на днях пришел в редакцию молодой ижевчанин Павел Фокеев. Не ангел, конечно. Из своих 22 лет Павел последние 4,5 года провел в колонии за соучастие в нападении на подростка-азербайджанца, чуть было не закончившееся трагедией. Однако сел Павел Фокеев не за экстремизм, а за "умышленное причинение тяжкого вреда здоровью" (статья 111 УК РФ)». Смешно?
Удмуртские журналисты также писали, что Фокеев «опасается за то, что сегодня за обычные традиционные анекдоты, смешными героями которых часто выступают люди разных национальностей, любой человек, при желании сотрудников правоохранительных органов, может огрести по полной». Впрочем, как видно из биографии фигуранта «анекдотического» процесса, дело не только и не столько в переделках советских анекдотов. И говорить о возвращении преследования «за шутки» в данном конкретном случае как минимум некорректно.
Тимофей Шевяков
Источник Не смешно