Россия не собирается "покупать входные билеты" в коалицию против "ИГ", заявили в МИДе РФ
Россия не планирует добиваться приглашения в создаваемую Соединенными Штатами международную коалицию для борьбы с членами террористической группировки "Исламское государство", однако будет по-прежнему поддерживать государства, противостоящие боевикам. Об этом заявил "Интерфаксу" в пятницу директор департамента новых вызовов и угроз МИДа РФ Илья Рогачев. Он также отметил, что подготовленная США резолюция Совета Безопасности ООН о борьбе с боевиками в нынешнем виде устраивает РФ.
"Антиигиловская (по старому названию группировки "Исламское государство Ирака и Леванта", ИГИЛ - прим. NEWSru.com) коалиция - не клубная вечеринка: мы не ждем никаких пригласительных карточек, не собираемся покупать входные билеты", - заявил Рогачев. В то же время, отметил он, Москва "разносторонне поддерживает государства, которые борются с ИГИЛ". "Мы помогаем Ираку. Например, наш вклад позволил укрепить его обороноспособность, также оказываем и невоенную помощь. Поддерживаем и законное правительство Сирии в его борьбе с экстремизмом", - пояснил представитель МИДа.
"Говорить о необходимости быть приглашенными в этом контексте, думаю, некорректно", - резюмировал дипломат. "Мы готовы продолжать антитеррористическое сотрудничество с участниками этой коалиции, надеемся, что они будут действовать в рамках международного права, без политизации и пресловутых "двойных стандартов", - заверил он. Ранее о недопустимости "двойных стандартов" Запада, делящего террористов на "плохих" и "хороших", говорил глава МИДа РФ Сергей Лавров.
Напомним, хотя официального приглашения в адрес России по поводу участия в коалиции действительно не было сделано, однако на прошлой неделе госсекретарь США Джон Керри в интервью "Голосу Америки" заявил, что что Россия должна присоединиться к международному сообществу, которое организует борьбу с боевиками "ИГ", и принять активное участие в урегулировании проблемы. Керри дал понять, что имеет в виду именно ситуацию в Сирии, где Москва продолжает поддерживать режим президента Башара Асада.
Впрочем, незадолго до заявления Керри официальный представитель Госдепартамента Джен Псаки, уклончиво, но весьма красноречиво ответила на вопрос, готовы ли США к сотрудничеству с Россией в борьбе с "ИГ". Не отрицая такой возможности, она заявила, что у Вашингтона в рамках антитеррористической коалиции могут быть "более конструктивные" союзники, чем Россия. В то же время, оговорилась она, США готовы работать в данном направлении с любыми странами.
Как в минувшую среду на слушаниях в Конгрессе США заявил Джон Керри, уже более 50 стран выразили готовность присоединиться к международной коалиции по борьбе с ИГ в Ираке и Сирии, однако не все из них будут оказывать военную помощь. При этом он не назвал конкретные страны, которые согласились присоединиться к этим усилиям, но заверил, что все они спрашивают не о том, следует ли им быть в составе коалиции, а о помощи, которую следует оказать, передает ИТАР-ТАСС.
Хотя Соединенные Штаты не рассылают "входных билетов", по выражению Ильи Рогачева, в коалицию не только России, но и другим странам, тем не менее, ранее пресса писала, что Керри во время недавнего визита в Саудовскую Аравию настоятельно приглашал арабские государства в коалицию, убеждая в важности объединения усилий лидеров Саудовской Аравии, Египта, Турции, Иордании, Бахрейна, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Омана и Катара.
"Интерфаксу" в пятницу. Он опроверг сообщения в прессе, что РФ хотела бы ограничить действие этой резолюции только регионом Ближнего Востока и Северной Африки.
"Этот проект резолюции изначально носил общий, тематический, а не региональный характер. Он направлен на мобилизацию международных усилий в противодействии феномену иностранных террористов-боевиков. Ограничивать его действие рамками каких-то регионов, наверное, не получилось бы, да необходимости такой мы не видим", - пояснил дипломат.
Вместе с тем, отметил Рогачев, "логично было бы, чтобы будущая резолюция фокусировалась в первую очередь на боевиках "Исламского государства Ирака и Леванта", действующих в Ираке и Сирии". "Наши размышления над текстом проекта связаны, скорее, с другим - как бы эта резолюция не была истолкована некоторыми "мастерами интерпретации" как дающая право наносить удары по целям на территории Сирии без четко выраженного согласия правительства этого суверенного государства", - подчеркнул собеседник агентства.
По словам представителя МИДа, ситуация с группировкой "Исламское государство" уникальна, так как ни в одной конфликтной ситуации ранее не участвовало такого количества джихадистов. Илья Рогачев отметил, что в настоящее время, по оценкам экспертов, в этой организации состоят примерно 15 тысяч иностранных боевиков, практически из 80 стран мира. По его словам, эти боевики "опасны не только в составе вооруженных формирований в регионе, но и по возвращении домой".
"Именно эта террористическая угроза, которую они несут в страны происхождения, и подталкивает заинтересованные государства к сотрудничеству, именно она подвела американское председательство в СБ ООН в сентябре к тому, чтобы созвать заседание по данной теме", - сказал дипломат.
Напомним, недавно сообщалось, что, по новым сведениям Центрального разведывательного управления США, в рядах боевиков состоят от 20 тыс. до 31,5 тыс. человек. По поводу иностранных наемников пресса писала, что за "ИГ", в частности, сражаются более 800 гражданах РФ, всего же к боевикам присоединились около 10 тысяч иностранцев.
На прошлой неделе президент США Барак Обама объявил о новой стратегии борьбы с боевиками "ИГ", состоящей в необходимости уничтожения их позиций независимо от места нахождения. В частности, США оставили за собой право бомбить и территорию Сирии, если там будут обнаружены боевики. Власти Сирии немедленно заявили, что бомбардировки, самовольно предпринятые США, будут считаться агрессией.
Глава МИДа РФ Сергей Лавров на недавней международной конференции в Париже заявил, что террористам мировое сообщество не даст создать халифат в Ираке и Сирии. Однако он не поддержал планы США наносить удары по террористам на территории Сирии, выразив официальную позицию Москвы.