«Совсем в бетон закатали!»
Мария Гайдар рассказала «Ленте.ру» об обыске в своей квартире
Мария Гайдар у своей квартиры, в которой проходят обыски 27 октября 2014 года
В квартире российского политика Марии Гайдар в понедельник, 27 октября, прошел обыск. В Следственном комитете объявили, что процедура проводится в рамках расследования уголовного дела о хищении денежных средств партии «Союз правых сил». Гайдар проходит по делу в качестве свидетеля. Дочь бывшего российского главы правительства Егора Гайдара подчеркивает, что в последнее время занималась исключительно московскими внутригородскими проблемами, поэтому затрудняется указать причины визита представителей следственного комитета. Свою версию произошедшего она изложила «Ленте.ру».
С чем вы связываете обыск?
Гайдар: Все знают, как правоохранительные органы у нас работают. У нас сейчас мода такая: стоит заняться политической, общественной деятельностью, как сразу человек оказывается в фокусе внимания силовых структур. Считаю, что теперь и я стала жертвой такой моды! Никаких объективных причин для проведения обыска не вижу. Вряд ли он объясняется желанием раскрыть уголовное дело.
Что именно у вас изъяли? Как проходил обыск?
Изъяли два моих мобильных телефона. Изъяли флэшки, видеокамеры, мой компьютер, компьютер мужа. Он особенно по этому поводу переживает — у него в компьютере вся работа, вся, можно сказать, жизнь. Утром я успела отвезти ребенка в школу, возвращалась домой. У лифта встретилась с сотрудниками правоохранительных органов.
Facebook. В Следственном комитете России сообщили, что Гайдар по уголовному делу проходит в качестве свидетеля. Обыск связан с тем, что в 2007 году Гайдар занимала в компании «Аллект» одну из руководящих должностей. Дело было возбуждено Главным следственным управлением СК по части 4 статьм 159 УК РФ («Мошенничество»).
Компанией, которая фигурирует в деле, руководил Алексей Навальный. По версии следствия, в апреле 2007 года между политической партией «Союз правых сил» и «Аллектом» был заключен договор на оказание рекламных услуг. «В общей сложности от политической партии на расчетный счет "Аллекта" по договору поступило около 100 миллионов рублей. В свою очередь, компания Навального перечисляла полученные денежные средства на счета фирм, большая часть из которых имела признаки лжепредприятий или так называемых фирм-однодневок», — сообщили в СК. Документы, подтверждающие выполнение условий договора, отсутствовали.
Сейчас Мария Гайдар возглавляет фонд «Социальный запрос». На сайте сообщается, что организация занимается «информированием граждан об их правах. Помогает россиянам грамотно составлять жалобы и делать так, чтобы чиновники на них реагировали». Помимо этого, организация пытается влиять на политику, проводимую в стране, «с помощью инициатив и предложений по улучшению качества социальных услуг и изменению норм законов этому мешающих».
Адвокат присутствовал при обыске?
Первым делом у меня из рук вырвали телефон, чтобы я не могла позвонить адвокату. В итоге с 9 утра до 12 дня обыск проходил без адвоката. Он стоял под дверью, но не мог проникнуть в квартиру! Я даже предлагала выбить дверь (это же моя собственность), чтобы он зашел. В итоге он прошел только тогда, когда в квартиру направился дополнительный наряд сотрудников полиции. Я еще не решила, но думаю об обжаловании произошедшего обыска.
В Twitter Алексея Навального выдвинуто предположение, что обыск стал результатом вашей ссоры с московским правительством. У вас действительно какие-то напряженные отношения со столичными чиновниками?
Не буду отрицать, возможно, Навальный прав. Последнее время основное внимание в своей общественной деятельности я уделяю московским проблемам. Я пыталась баллотироваться на выборах в Мосгордуму, но меня не зарегистрировали как кандидата. Другие независимые кандидаты пострадали еще сильнее. В отношении Николая Ляскина, Константина Янкаускаса были возбуждены уголовные дела (Оба — соратники Алексея Навального, зарегистрироваться кандидатами на выборах в Мосгордуму они не смогли. Оба проходят по делу о хищении средств, из которых финансировалась избирательная кампания Навального в 2013 году. Ляскин находится под подпиской о невыезде. Янкаускас — под домашним арестом. — прим. «Ленты.ру»).
За последние дни вы принимали участие в акциях протеста, которые могли бы вызвать раздражение чиновников?
В субботу, 25 октября, я участвовала в народном сходе против уничтожения уникального здания Академии хореографии в Хамовниках. По имеющимся планам столичных властей, на месте академии должны построить 15 тысяч квадратных метров элитного жилья. На прошлой неделе я организовывала акцию «Бесплатные парковки для местных жителей». Мы планировали проехать от Тверской улицы до здания столичного департамента транспорта на Садовой-Самотечной улице. Однако в районе здания МИД инспекторы ГИБДД автомобили остановили. После препирательств большинство участников забрали в отдел полиции...
Практика показывает, что свидетели часто становятся обвиняемыми. Не боитесь, что и ваш статус может измениться?
Никаких правовых оснований для этого не вижу. Но я хорошо понимаю наши реалии и осознаю, что такое действительно возможно. Никаких противоправных действий я не совершала. Я не ожидала даже сегодняшнего обыска. Я очень удивлена. Получается, что у нас преследуют не только за оппозиционную политику, но даже за минимальную гражданскую активность! Совсем в бетон закатали!
Беседовал Игорь Кармазин
Источник «Совсем в бетон закатали!»