Военные расходы Украины в 2016 году побьют все рекорды: что это даст
Вооружение. Впереди еще очень много работы, чтобы обеспечить нашу армию всем необходимым
Кабинет министров поддержал увеличение оборонного бюджета в 2016 году до 5% от ВВП. Это будет самый большой военный бюджет в истории независимой Украины. Он составит приблизительно $4,2 млрд (более 92 млрд грн). Около половины этих средств в Министерстве обороны собираются направить на повышение уровня боеготовности воинских частей, на развитие вооружений и военной техники, а также на строительство жилья для военнослужащих. Однако, по оценкам экспертов, даже такого рекордного финансирования не хватит для полноценного развития армии, поскольку реальные потребности ВСУ гораздо выше, чем сейчас может позволить себе государство.
РЕКОРДНЫЙ БЮДЖЕТ. В конце прошлой недели директор департамента социальной и гуманитарной политики Минобороны Валентин Федичев сообщил журналистам, что Кабинет министров готов увеличить военные расходы в 2016 году до 5% ВВП. "За повышением боеспособности Вооруженных сил стоят невероятные усилия всего украинского народа. Именно народ Украины дал в 2015 году на финансирование армии рекордный бюджет за время независимости — почти 45 млрд грн. Кабинет министров поддержал увеличение оборонного бюджета в 2016 году до 5% от валового внутреннего продукта", — отметил Федичев.
Если расходы на армию в новом году действительно составят 5% от ВВП, то рекорд текущего года будет побит. Ведь, согласно последним прогнозам Кабмина, номинальный ВВП в по итогам 2015 года составит $84,3 млрд. То есть на финансирование Вооруженных сил в следующем году может быть выделено приблизительно $4,2 млрд, или более 92 млрд грн, если существующий курс в 22 гривни за один доллар сохранится.
Это также означает, что правительство готово перевыполнить все желания генералов. По данным пресс-службы Минобороны, военное ведомство направило в Кабмин бюджетный запрос на следующий год в размере 86,9 млрд грн. "Из этой суммы 46,5 млрд грн должно быть получено на финансирование Вооруженных сил в рамках предельного объема расходов, 790 млн — за счет доходов и расходов специального фонда (деньги, которые армия зарабатывает за счет собственной хозяйственной деятельности. — Авт.) и 39,6 млрд грн — в результате дополнительного бюджетного запроса", — уточнили в пресс-службе.
Очевидно, получить всю требуемую сумму военным помог президент Петр Порошенко, ведь, как уже сообщала "Сегодня", Минфин был готов выделить армии всего 61 млрд грн. Однако 8 сентября на расширенном заседании Кабмина Порошенко призвал выделить больше денег на оборону. "Мы расходуем на армию в 40 раз меньше, чем страна-агрессор (Россия. — Авт.), — пояснил президент.
А тремя днями позже, открывая в Киеве форум YES ("Ялтинская экономическая стратегия"), Порошенко твердо пообещал, что в будущем году расходы на армию будут увеличены: "Несмотря на огромный военный бюджет и полное военное превосходство российской армии, наши герои держат оборону на Донбассе и заставляют Россию платить справедливую цену за эскалацию конфликта. Всего за год мы создали одну из самых сильных и храбрых армий на континенте. В следующем году мы увеличим военный бюджет для самого эффективного и решительного противодействия внешним угрозам".
АРМИЯ БУДУЩЕГО. Деньги военным действительно нужны, ведь, как сообщил министр обороны Степан Полторак, в последний год численность ВСУ увеличилась со 146 до 280 тысяч человек. "У нас есть проблемы с бюджетом, с питанием, но нам нужно терпение, и я уверен, что мы обязательно создадим такую армию, которую уважали бы все другие страны и которой гордились украинцы", — отметил министр.
Более чем вдвое усилилась и группировка ВСУ в зоне боевых действий. Недавно Минобороны выпустило инфографику, которая показывает, что в августе 2014 года на Востоке воевали 32 тысячи военнослужащих, а в августе 2015 года — уже 73 тысячи. В их распоряжении имеются 360 танков (в прошлом году — 210), 1030 единиц ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня (годом ранее — всего 530), а также 1400 боевых бронированных машин (в 2014 году — 900). Увеличилось количество боевых самолетов — 40 против 20.
Армия пополняется новыми вооружениями. В воскресенье Степан Полторак сообщил, что до конца года войска получат 400 единиц техники, включая модернизированные образцы. "Есть государственный оборонный заказ, который выполняется в полном объеме. Заводы значительно улучшили свою работу. По сравнению с прошлым годом, практически все они выполняют взятые обязательства", — заверил министр.
Не поступают в армию только боевые вертолеты — их как было, так и осталось 30. Как пояснил эксперт в сфере ВПК, бывший заместитель генерального директора госконцерна "Укроборонпром" Максим Глущенко, новые ударные вертолеты ВСУ в ближайшее время не получат, поскольку Украина просто не производит их, а начавшаяся восемь лет назад украинско-французская программа модернизации вертолетов Ми-24 была свернута. "Мы можем модернизировать, а при большом желании даже производить вертолеты, — отмечает Глущенко. — Но, например, лопасти на Ми-24 поставлялись из России".
ХВАТИТ ЛИ ДЕНЕГ. Эксперты соглашаются, что рекордный бюджет не покроет все потребности армии, которая в течение 22 лет регулярно недополучала средства. Как пояснил главный редактор сайта "Информационное сопротивление" Юрий Карин, постоянное недофинансирование привело к тому, что теперь деньги нужны буквально на все — от перевооружения и боевой подготовки до закупки квартир и социальной реабилитации военнослужащих, получивших ранения в зоне боевых действий. "Еще нам нужно поменять структуру Вооруженных сил, потому что численность боевых частей в нашей армии составляет всего чуть более 70 тысяч человек. Все остальное — это штабы и структуры обеспечения. А надо, чтобы было наоборот", — уточнил Карин.
Директор информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергей Згурец отметил, что на самом деле армии нужно намного больше, чем 92 млрд грн: "Первичные потребности видов и родов Вооруженных сил, которые были названы в процессе подготовки государственной программы развития вооружений, по крайней мере, в 10 раз превышают оборонный бюджет. Поэтому возникает проблема выбора приоритетов". Как пояснил Згурец, согласно европейским стандартам на содержание 100-тысячной армии должно выделяться $10 млрд: "Легко подсчитать, что для 250-тысячной украинской армии нужно 25 миллиардов долларов".
ЧТО НУЖНО РАЗВИВАТЬ. Сергей Згурец соглашается с мнением Юрия Карина насчет того, что украинская армия нуждается буквально во всем. "Но если говорить о конкретных предложениях, то, с учетом выросшей численности ВСУ, нам не хватает машин. Средняя укомплектованность техникой в частях Сухопутных войск составляет 70%. Второе — это средства связи и разведки. В этом смысле у нас делается упор на американские образцы, что может вызвать проблемы с передачей технологии", — пояснил Згурец.
По словам Максима Глущенко, сейчас оборонная промышленность Украины работает прежде всего для того, чтобы "закрыть дыры" по количеству того вооружения и техники, которого ранее хватало только на бумаге. Эксперт отметил, что нам нужны высокоточные противотанковые ракетные комплексы украинского производства "Стугна" и "Корсар", которые позволят больше не ждать поставок американских ПТРК Javelin. "Кроме исправной техники и артсистем, армии катастрофически не хватает систем связи, разведки и целеуказания. Это тепловизоры различного назначения и беспилотники. Быстро наладить их производство своими силами мы не сможем, поэтому сначала их придется закупать, параллельно осваивая совместное производство. И жизненно важно создать нормальные условия для работы научных и конструкторских учреждений, которые до сих пор финансировались по остаточному принципу. Если у ученых не будет мотивации, не стоит рассчитывать на то, что они создадут что-то новое", — заявил Глущенко.