Итоги года: мусорные баки для чиновников
Фото: Виталий Манькоfacebook
Не дождавшись принятия ВР и подписания президентом закона о люстрации, осенью уходящего года украинцы начали самостоятельно устраивать расправы над чиновниками, при этом не всегда разбираясь, виновны те в чем-то или нет. Виновных, по мнению активистов, выбрасывали в мусорные баки, устроив украинскую версию "Суда Линча" (по примеру Америки в XVIII веке: там судья Чарльз Линч практиковал самосуды во время Войны за независимость. — Авт.). Попадали многие: чиновники, нардепы, которые голосовали за законы 16 января, судьи, прокуроры и даже главврачи. Акция началась с Одессы: вначале сентября активисты "окунули" в мусорный бак главу Фонда соцстраха Олега Руденко. Ранее его поймали на взятке, но суд оправдал чиновника и восстановил в должности. Правда, после этого инцидента Фонд соцстраха Руденко перестал возглавлять. Его участь вскоре постигла экс-главу Сумской ОГА, кировоградского губернатора и председателя Черкасского облсовета.
Потом волна самосудов докатилась и до Киева. В середине сентября у стен парламента в баке оказался автор "драконовских" законов 16 января, экс-регионал Виталий Журавский. Закончилась "мусорная люстрация" тоже в Одессе: во время визита в город теперешнего нардепа от "Оппозиционного блока" Нестора Шуфрича, которого пытались выбросить в мусорный бак, а потом жестоко избили. С черепно-мозговой травмой почти неделю он провел в больнице.
Как и писала "Сегодня", несмотря на недовольство украинцев и неспособность судов самостоятельно наказать виновных, "мусорная люстрация" для страны, которая движется в ЕС, неприемлема. Так считают и эксперты, и представители власти. Глава Минюста Павел Петренко осудил самосуды и призвал граждан действовать в рамках закона о люстрации. Того же мнения придерживается и премьер Арсений Яценюк, который назвал "мусорную люстрацию" — неприемлимым явлением для демократического государства. На время такие самосуды в Украине прекратились. Но эксперты предупреждают: если в ближайшее время власть не начнет реформу судебной системы, гнев общества может перерасти в нечто большее.