Особый статус для "республик" и освобождение пленных. Чем завершились переговоры в Минске?
К конкретным договоренностям минская встреча пока не привела.
Вечером в понедельник в Минске завершились трехсторонние переговоры между Россией, Украиной и ОБСЕ. Анонсированные 30 августа в Брюсселе президентом Петром Порошенко, они стали четвертой встречей в подобном формате: две первые состоялись в Донецке, а третья – 30 июля в Минске. «Ареной» для переговоров белорусская столица стала и на этот раз.
Порошенко пообещал, что основные вопросы, которые должны затронуть переговорщики – это освобождение заложников, прежде всего тех, которые незаконно удерживаются на территории РФ, работа мониторинговой миссии ОБСЕ на российско-украинской границе, а также режим прекращения огня. Ситуация в Донецкой и Луганской областях достигла того предела, когда «уже нельзя будет ничего изменить», поэтому стороны должны сесть за стол переговоров. «Надо остановить все и начать дипломатический формат переговоров», - заявил в Брюсселе Порошенко.
Впрочем, кроме анонсированных главой украинского государства переговорщиков в лице второго президента Леонида Кучмы, посла России Михаила Зурабова и официального представителя действующего председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации в Украине Хайди Тальявини, оказались в минском Доме приемов и двое лидеров донбасских террористов – так называемый вице-премьер «ДНР» Андрей Пургин и представитель «ЛНР» Алексей Карякин.
ТРЕБОВАНИЯ БОЕВИКОВ. Переговоры проходили за закрытыми дверями и продлились более 4-х часов. После их окончания первые лица поспешили разъехаться, к журналистам вышел лишь Пургин.
«Мы передали друг другу документы, будем их изучать. 5 сентября консультации могут продолжиться. Мы будем активно обсуждать, предложения Украины большие, мы будем их изучать и обсуждать», - приводит слова «вице-премьера» «ДНР» «Интерфакс».
В подробности он вдаваться не стал. Однако еще до начала переговоров Пургин озвучил новые требования террористов, выполнения которых они намерены требовать. Большинство из них остались прежними, повторяющимися из переговоров в переговоры: освобождение и амнистия всех боевиков, немедленное прекращение огня украинской армией, оказание гуманитарной помощи.
Однако, в требованиях террористов есть и один весьма любопытный пункт: они впервые заговорили о возможности сохранения территориальной целостности Украины.
Правда, в обмен на некий, совершенно особый статус для подконтрольных им территорий Донецкой и Луганской областей. По словам Пургина, это особый экономический и торговый режим с РФ и Таможенным союзом, возможность создания собственных силовых органов, а также проведение выборов в «республиканские» органы власти.
«В случае принятия вышеуказанных законодательных гарантий при поручительстве ЕС и России Народные Республики со своей стороны гарантируют, что приложат максимум усилий для поддержания мира, сохранения единого экономического, культурного и политического пространства Украины и всего пространства русско-украинской цивилизации», - заявил «вице-спикер» самопровозглашенной «ДНР».
Никакой официальной реакции от украинской стороны на озвученные боевиками требования пока нет – Леонид Кучма по итогам переговоров никаких заявлений пока не делал. Нет официального комментария и от администрации Петра Порошенко.
Впрочем, пока продолжались переговоры в Минске, президент Украины провел встречу с американским сенатором Робертом Менендесом, где заявил, что в ходе своего следующего визита в США поднимет вопрос о признании так называемых «ДНР» и «ЛНР» международными террористическими организациями.
БЕЗ ШАНСОВ. Требования, которые озвучивают боевики на переговорах, неприемлемы, уверены эксперты.
«Сепаратисты сегодня озвучили требования от России. Несмотря на все слова Владимира Путина, реальная сторона конфликта – Россия. Сепаратисты являются лишь марионетками, которых Россия меняет: сегодня - одни, завтра - другие, послезавтра могут быть третьи. Там нет реальных политических лидеров среди сепаратистов. Россия хочет нам навязать формат, чтобы мы с ними договаривались, взяли их в свой состав, но они подчинялись РФ. Это – троянский конь, и это неприемлемо для Украины», - говорит «Сегодня» политолог Владимир Фесенко.
«Максимум, о чем можно договориться в существующем формате переговоров – это прекращение огня. Сейчас на востоке Украины Россия, а не сепаратисты пытаются нас принудить к миру через усиление войны. Нам надо защищать сейчас свои позиции и суверенитет страны. Договариваться надо сейчас о прекращении огня – после того, как об этом будет договорено, можно будет вести все остальные переговоры. В плане Порошенко, который сейчас даже более актуален, чем был в конце июня, дает предложение, как вернуть Донбассу легитимность – провести выборы», - добавил собеседник издания.
По мнению Фесенко, серьезных результатов ни стоит ждать ни от этих переговоров, ни от следующих: если какие-то договоренности будут, то не раньше зимы.
С ним согласен его коллега Александр Палий: он считает, что на заседании трехсторонней контактной группы так называемая «ДНР» будет требовать невозможного, а под этим покровом будет продолжаться наступление российских войск.