Вправе ли человек выбирать себе Родину
Чечевица. Символ пренебрежения.
"Моя родня из Донецкой области. В последний раз, когда мы созванивались, то просили переехать к нам в Житомир. Они заявили, что не считают Украину своей родиной, хотя родились и прожили всю жизнь на Донбассе. И вообще, что Бог дал человеку выбор и каждый вправе сам выбирать Родину. С тех пор мы не общаемся, но меня мучает вопрос: действительно ли человек вправе выбирать себе Родину? Не является ли это кощунством с точки зрения нравственности и духовности?" — Светлана Борисова, Житомир.
Отвечает Татьяна Корсенко, православный психолог:
— На мой взгляд, слова "вторая родина", "третья родина" звучат весьма лицемерно. Родина, как и вера, как и мама, может быть всего одна. Да, человек своей свободной волей может менять то, что дано ему Богом свыше. Но аргумент: "Человек имеет право свободно выбирать себе родину", — это все равно, что сказать: "Человек имеет право свободно поменять маму... Поменять веру". Звучит просто кощунственно. А выглядит это, как попытка заглушить голос совести, долга и любви. Да, человек может остаться без матери, оказаться вне родины, после чего срабатывает чувство благодарности и к той земле, что приняла и вскормила, и к той женщине, которая усыновила и вырастила. А принцип определения родины, как наиболее выгодного места на земле, — это принцип кочевников, исторически известных, как разрушители цивилизаций. Как правило, люди, которые ратуют за "свободу выбирать родину", потом легко продают ее за "чечевичную похлебку", как Исав.
В ветхозаветной притче Исав и Иаков были близнецами, однако первым на свет появился Исав, потому ему принадлежит право первородства и отцовского наследия. Исав был искусным звероловом, тогда как Иаков жил в шатрах. По мнению матери Ревекки, именно Иаков больше заслуживал статус наследника, потому, сговорившись с Иаковом, они хитростью убедили Исава отказаться от первородства, предложив взамен чечевичную похлебку. Исав был голоден и легко согласился. Отношения Исава и Иакова ярко иллюстрируют, что одна сторона (Иаков) не уважает права другого на свободу, а другая (Исав) не дорожит ею и охотно продает, обменивает на беспечность и желание, чтобы за тебя кто-то все решал и устроил счастливое будущее. Такая пропаганда актуальна и сегодня, подпитываемая разными пословицами, как: "Рыба ищет, где глубже, человек — где лучше". Вспомним еще ропот израильтян, когда Моисей выводил их из земли Египетской: "Если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта". Именно из-за ропота, недоверия Богу и желания творить историю самостоятельно, Бог и наказал израильский народ 40-летними скитаниями по пустыне. Да, человеку дана свобода выбора, но за свободу эту уже не Бог, а сам человек несет ответственность. Отрекаясь от свободы Божьей, мы теряем свою уникальность, перестаем быть живыми иконами Божьей свободы. Мало того! Так мы теряем достоинство чад божьих и превращаемся из "создателей истории", которые зачастую становятся объектом дьявольских манипуляций. Потому родина, вера и мама у человека должна быть одна.