Следы Мазурка, налетчики и пойло: будни криминалистов в Киеве (фото)
Лаборатория. Техника дает экспертам возможность точно определять, что за наркотик и его количество. Все фотографии сделал А. Бойко.
Современная борьба с преступностью невозможна без специальных методов исследований следов и объектов, оставленных злоумышленниками. Одно из крупнейших в стране учреждений в этой области — научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр при ГУ МВД Украины в Киеве. О секретах работы этого загадочного центра "Сегодня" и решила рассказать.
По словам начальника центра полковника милиции Николая Малярчука и его заместителя подполковника милиции Владимира Козиянчука, сотрудники НИЭКЦ принимают участие в раскрытии и расследовании практически всех преступлений, совершенных в Киеве. Они проводят исследования по 37 направлениям, начиная с традиционных криминалистических и заканчивая биологическими (ДНК). Здесь собраны различные базы данных (картотеки, коллекции) для исследования и сравнения следов и объектов. Все коллекции объединены с ГосНИЭКЦ МВД Украины, что позволяет оперативно пользоваться информацией, которая пополняется всеми регионами Украины.
Овчаренко. "Этот прибор поможет установить, был ли поджог"
— Вот пример, связанный с исследованием отпечатков пальцев (дактилоскопией), — говорит Малярчук. — В Шевченковском районе Киева нашли расчлененный труп мужчины. Части тела находились в разных местах. Подушечки пальцев были срезаны, чтобы затруднить опознание. Однако вместе с экспертами судмедэкспертизы мы восстановили папиллярный рисунок, проверили по дактилоскопическим учетам и установили, что погибший — ранее судимый. После чего для оперативников круг подозреваемых сузился, и преступление было раскрыто.
Вспомнили офицеры и дело печально известного "убийцы из "Каравана" Ярослава Мазурка.
— Мы тогда провели массу экспертиз, — продолжает Малярчук. — Ведь "деятельность" Мазурка тянулась много лет, почти с середины 2000-х годов. По сходству способа совершения преступления и объектам, обнаруженным на местах злодеяний, были объединены 7 убийств (в том числе двойных), например, когда сожгли трупы мужчины и женщины в Пуща-Водице, когда расстреляли бывшего военного с девушкой на Воздухофлотском проспекте в Киеве, совершили убийство черных археологов, убийство цыган, сотрудников ГСО в Оболонском районе столицы… Часть преступлений мы объединили по следам баллистического характера, часть — по другой следовой информации. Например, на месте убийства на Воздухофлотском проспекте преступник оставил след кроссовок. И когда, много позже, делали обыск дома у Мазурка, нашли именно эту обувь! Нет никаких сомнений, что след на месте убийства был оставлен именно этими кроссовками, там очень специфичный рисунок. Да и по приметам, по одежде (убийцу видели свидетели) Мазурок подходил. Правда, уже не было в живых самого Ярослава, так что в суде эта экспертиза не понадобится… Самодельные пули (а он использовал такие) также поддаются идентификации по ряду признаков, по которым их можно объединять. По групповой принадлежности, по калибру, по составу металла… У того же Мазурка дома была найдена целая лаборатория по изготовлению самодельных пуль: и лейки, и формы, остатки металла, так что было над чем работать.
Анализ. "Сейчас узнаем, что это за "травка"...
Работали наши специалисты и на месте недавнего расстрела патрульных в Киеве (экс-беркутовцев. — Авт.). Могу сказать одно: задержали подозреваемых не напрасно, есть серьезная доказательная база того, что именно они совершили целый ряд преступлений. Сейчас этому делу пытаются придать политическую окраску, но в любом случае права убивать людей не имеет никто! Подозреваемые, кроме милиционеров, ранили заправщика и обстреляли пост ГАИ в Быковне (доказательства тому тоже есть, по словам "следопытов").
— Много проводится сейчас автотехнических экспертиз, в частности, проверяем, не перебиты ли номера, не фальшивы ли документы на машину, — говорит Владимир Козиянчук. — Такую услугу у нас может по заявлению заказать любой гражданин, стоит она порядка 200 грн и пользуется спросом у населения. При этом мы выдаем определенную справку и несем ответственность за проведенное исследование. Есть фальшивки очень высокого уровня. Например, техпаспорта. Современные, отпечатанные на пластике техпаспорта встречаются такого качества, что даже предприятие-изготовитель порой не может отличить фальшивку от оригинала! Разоблачить ее можно только косвенным путем, по регистрационным базам и т. п., но не по внешнему виду. Подделок сейчас очень много. Это связано, конечно, с событиями последнего времени. Кроме того, после начала событий на Востоке у нас резко возросло количество экспертиз и осмотров, связанных с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и предметами. На каждый такой вызов (в том числе ложный) обязательно выезжает взрывотехническая лаборатория, специалисты-взрывотехники и баллисты.
Экспертиза ДНК