Как уберечь детей от травм войны
Дети в бомбоубежище. Фото: AFP
Год войны на Донбассе принес не только масштабные разрушения и десятки смертей, но и искалечил судьбы сотен людей, а у маленьких жителей региона навсегда отобрал детство. Психологи бьют тревогу: многие дети еще не скоро смогут забыть ужас войны, а боевые действия на Востоке могут тяжело отразиться на нескольких поколениях украинцев.
Семья жительницы Донецка Анастасии за время боевых действий ни разу не выезжала из города. Женщина признается: бежать от войны им просто некуда. Самое страшное — ее пятилетний сын Артем тяжело перенес обстрелы. "Как-то раз мы были в гостях, и друзья заметили, что наш сын вздрагивает от громких звуков или когда внезапно включают свет. Раньше такого не было. Артемка стал чаще проводить время, сидя в уголке, — его уже не очень интересуют игрушки, друзья. Я поняла, что сказалась ситуация, когда несколько месяцев нам пришлось прожить в обстреливаемом районе города. Тогда каждый день мы слышали выстрелы и взрывы, прятались с ребенком в ванной, но изменений в поведении сына после этого я не замечала. Они проявились позже. Психологи пояснили мне, что это обычная ситуация — последствия могут проявляться в течение года".
Сейчас сын Анастасии посещает Центр психологической поддержки Гуманитарного штаба Рината Ахметова на "Донбасс Арене", где проводятся занятия психологов с ребятней из Донецка и Макеевки. "Волонтеры занимались с Артемом, и постепенно он вернулся к нормальному состоянию. Он уже не замыкается в себе", — радуется Анастасия.
По словам известного детского психолога Александра Венгера, который проводит тренинги для специалистов в рамках программы "Травма войны" Гумштаба Рината Ахметова, детские психотравмы, полученные в результате боевых действий, могут проявить себя даже спустя многие годы. "Если не проводить психологическую работу, есть большой риск, что в дальнейшем человек будет воспринимать весь мир как очень опасный. В будущем человек может попадать в какие-то экстремальные ситуации, потому что не будет чувствовать разницы между настоящим риском и мнимым. Это может обернуться пристрастием к алкоголю или наркотикам, потому что человек будет жить в постоянном ощущении опасности, а алкоголь и наркотики на время притупляют это чувство, — говорит эксперт. — Страх парадоксальным образом может не просто отложиться на десять лет, но даже передаться детям! Например, с пострадавшими во время Холокоста проводилась большая психологическая работа, а потом с детьми этих пострадавших, как оказалось, тоже нужно работать психологам... А сейчас идет работа уже с их внуками! Война может оставить отпечаток на нескольких поколениях".
Как говорят психологи-волонтеры Гумштаба Рината Ахметова, в донецких бомбоубежищах, где живут целые семьи с детьми, им нередко приходится сталкиваться с тяжелыми психотравмами родителей. "Бывает такое, что не столько детям нужна помощь, сколько их родителям. Некоторые люди очень дезадаптированы в ситуации. Они нашли безопасное место в виде бомбоубежища, и боятся его покинуть. Они не отпускают далеко детей, а самое страшное — не строят планов на будущее и не представляют, как будут жить завтра", — отмечает психолог-волонтер Наталья Николаева.
Всего с начала работы Психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова помощь специалиста уже получили 12 тысяч детей. Психологи работают и с детками, живущими непосредственно в зоне боевых действий, и с переселенцами — в Донецке, Мариуполе, Киеве, Славянске, Красноармейске, Днепропетровске, Запорожье, Луганске, Алчевске, Северодонецке, Полтаве, Одессе, Николаеве и Львове. Вместе с детьми психологическую поддержку получают и их родители. Подробности можно узнать по телефону горячей линии: 0 800 509 001. Также анонимный вопрос психологу можно задать по электронной почте [email protected].
Читайте также:
С 9 по 11 мая выдача помощи Гуманитарного штаба будет приостановлена
Более 11 тысяч жителей Донецкой области получили помощь от штаба Ахметова на дом
ЕС и ЮНИСЕФ оказали помощь 46 тысячам детей на востоке Украины
90-летняя ветеран из Донбасса: "В войну мы выживали в подожженном немцами Кременчуге, а сейчас приходится в Донецке"