В годовщину Крещения Руси: политические, социальные и экономические предпосылки перехода Владимира в православие
Крещение Руси. Люди принимали православие в первую очередь потому, что так князь сказал.
Ежегодно 28 июля, в день памяти Святого равноапостольного князя Владимира, мы отмечаем День Крещения Киевской Руси. В этом году 1000-летняя годовщина упокоения князя Владимира Великого. О том, зачем крестили Русь, и о личности самого князя Владимира "Сегодня" рассказали наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел, благочинный Лавры архимандрит Антоний и черниговский историк Владимир Руденок.
ЕДИНАЯ ВЛАСТЬ. "Развитие торгово-экономических отношений на Руси требовало религии, которая осветила бы новую центральную власть, и, что особо важно, единоличную княжескую власть, которая невозможна была в многобожии, язычестве, с его племенными отношениями, — объясняет черниговский историк Владимир Руденок. — Кроме того, к концу Х века Европа практически вся была крещена и считалась самым передовым обществом, идеологическими центрами которого являлись Константинополь и Рим. Византия, наследница античной культуры, оказывала огромное влияние на окружающий мир. Русь же являлась ее партнером, исповедуя при этом языческую религию. Неправильно думать, что христианство для Руси было явлением спонтанным. Задолго до официального крещения Руси уже существовала мощная христианская прослойка. Крещенными становились купцы, дружинники — словом, те, кто имел возможность участвовать в военных походах и заниматься торговлей. Даже князь Святослав, будучи язычником, не запрещал своим дружинникам креститься, хотя и не поощрял этого. Однако он понимал, что те же византийцы с гораздо большей охотой заключали коммерческие контракты с христианами, чем с язычниками. Так что в принятии Русью христианства несомненно была коммерческая составляющая. Войти в компанию христианских государств было престижно. В начале Х века при князе Игоре уже была Ильинская церковь, и часть дружины клялась на оружии, а часть шла в христианские храмы и заручалась поддержкой Христа, что было отмечено в летописях".
У священнослужителей есть свой ответ на то, зачем Русь избавилась от язычества. "Князь Владимир с раннего детства воспитывался бабушкой, княгиней Ольгой, — христианкой, которая вложила в его сердце первичное понимание веры, — говорит архимандрит Антоний. — Но поскольку Ольга рано умерла, а дальнейшим его воспитанием занимался язычник — воевода Добрыня, который был наставником во всем, то неудивительно, что Владимир остался язычником. Взойдя на киевский престол, он решил объединить все славянские народы и племена, которые заселяли теперешние Беларусь, Украину, Россию. И таким объединяющим элементом выбрал... новую веру. Тогда он послал своих бояр, чтобы они посмотрели мир и выяснили, кто как верует. Сначала бояре привели к князю хазар, которые исповедовали иудаизм. Князь Владимир спросил: где их земли. Они ответили, что их народ разбросан по миру. Тогда Владимир ответил: "Не подходит такая религия, которая не имеет государственности". Следующими бояре привезли к князю мусульман, которые представили веру пророка Мухаммеда. Князь задумался, но решил дождаться гостей из Константинополя. Тем более что большие связи были на то время между Византией и Русью. Вернувшиеся посланники рассказали о храме Святой Софии, его величии, благолепии и торжественных песнопениях, и это пришлось по душе князю Владимиру. Он выбрал веру Христову".
ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВИЕ. "А вот выбор именно православной ветви историки связывают с единовластием, — говорит историк. — Католицизм ставил власть Папы выше светской. То есть глава римского государства был ниже, чем Папа Римский. А князь Владимир не хотел подчинятся кому-то, он хотел обладать абсолютной властью. Византийский вариант христианства — православие — давало ему главенство не только светской власти, но и власти церковной. Поэтому византийский вариант был более приемлем. Крещение Руси поставило ее в один ряд с передовыми государствами Европы. Христианство очень изменило жизнь Руси. Вход в содружество европейских государств дал толчок развитию образования, искусства, архитектуры на Руси". "В язычестве отношения между людьми строились по типу "зуб за зуб", приносились человеческие жертвы. А христианство принесло любовь к Богу и любовь к человеку, и этим изменило мир, — говорит владыка Павел. — Этот день важен для христиан потому, что Господь нас избрал из тени смертной (жизни греховной) и сделал сынами Божьими. В таинстве крещения прощается первородный грех и грехи, содеянные до крещения. Для неверующих это день, когда можно увидеть милость Господнюю, которую Он дарует всем желающим найти спасение".
Картина Иванова. "Крещение великого князя Владимира в Корсуни"
УБИЙСТВО ЯЗЫЧНИКОВ ЗА НЕПОДЧИНЕНИЕ КНЯЗЮ И ОТКАЗ ПРИНЯТЬ ПРАВОСЛАВИЕ
Бытует мнение, что князь Владимир обращал язычников в христиан насильно, тех, кто отказывался, казнил. Некоторые говорят о миллионах убитых! "В исторических документах написано, что Русь крестили огнем и мечом, что подразумевает репрессии, — объясняет историк Владимир Руденок. — Но если и казнили язычников, то не за отказ от Крещения, а за неподчинение воле князя, обладающего абсолютной властью. Иногда население оказывало сопротивление, за что и каралось княжеской дружиной. Но цифры, которые нынче всплывают в псевдонаучных исследованиях, — не более, чем фантастика". "Будучи язычником, князь Владимир был жестоким, он приносил человеческие жертвы богам, — добавляет архимандрит Антоний. — Такой жертвой в 983 году стал младенец Иоанн и его отец Федор, который был христианином". "Младенец Иоанн и отец его Федор стали первыми христианскими мучениками Руси, их святые мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, — говорит владыка Павел. — Через 5 лет после этого убиения, в 988 году, князь Владимир принял православие и уже не мог совершать убийств, так как избрал путь Христа. Другой вопрос — если язычник нарушал какой-то закон, тогда князь мог его наказать. После Крещения князь сильно изменился: из гонителя церкви стал проповедником, из жестокого стал милосердным. Став христианином, он велел изрубить и предать огню идолов, а на месте святилища выстроили церковь Св. Василия — небесного покровителя князя (при крещении получил имя Василий). Позднее была отстроена первая каменная церковь Пресвятой Богородицы, Десятинная, — главный храм Киевской Руси Владимирской поры".
Владимир-язычник. Приносил людей в жертву идолам.
ПЕРВЫЕ: ХРАМ, ОБИТЕЛЬ И СВЯТЫНЯ
Мнения историков о том, где происходило первое крещение, разделились. "Одни говорят, что в Киеве, в реке Почайна — притоке Днепра, — говорит черниговский историк Владимир Руденок. — Другие указывают на Днепр. С другой стороны, во время весеннего наводнения Почайна почти полностью сливалась с Днепром. Поэтому, если крещение народа при князе Владимире было в весенний паводок, то Почайна и Днепр были единой рекой. Многие думают, что всех людей согнали и крестили в один день, но это ерунда. Крещение Руси было поэтапным и растянулось на почти полтора века!".
КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ. "В 988 году князь Владимир пошел на Корсунь, в древнюю Таврику, чтобы захватить Херсонес, — рассказал архимандрит Антоний. — Взял город в осаду и выдвинул условие: отдать за него замуж сестру константинопольского императора. Зачем? Чтобы его Русь стала на один уровень со всей христианской Европой. "А если не захотят — Херсонес будет разрушен", — поставил князь ультиматум. Византии это было невыгодно, ведь Херсонес — стратегически важный объект, потеря которого грозила войной Руси с Византией. Поэтому император Василий вызвал сестру свою Анну, чтобы ее брак с Владимиром способствовал миру между славянами и древней Византией. Однако по православным канонам, выдавать замуж православную за язычника было нельзя. Потому император Василий предложил Владимиру принять Крещение. "Если покрестится, то и сестру получит, и Царство Небесное, и с нами единоверен будет", — говорил император. Потому князь Владимир и крестился тут же, в Херсонесе (ныне Севастополе), потом женился, и после этого сам крестил свой народ в Киеве. В середине XIX века на том месте, где князь Владимир принимал крещение, построен величественный Владимирский собор на территории Херсонесского монастыря".
Ильинский храм. Здесь была первая служба.
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ. "Предполагается, что первая православная служба была в теперешнем Ильинском храме в Киеве, — говорит владыка Павел. — Первая божественная литургия, скорее всего, относится ко временам апостола Андрея Первозванного (I век). Потому что, где бы апостолы ни проходили, они оставляли своих учеников. Не обошла эта милость и Киевские святые горы, где совершалось преломление хлебов, как прообраз литургии. Первые обители были образованы в Западной Украине еще Кириллом и Мефодием (IX век)". Одной из первых считается обитель в Зимно на Волыни, на месте резиденции князя Владимира. Там находится первая чудотворная икона Киевской Руси ("Зимненская"), подаренная князю Владимиру и княгине Анне во время венчания, от света которой, по легенде, князь избавился от слепоты.
"Зимненская". Первая икона Киевской Руси.
НАЛОЖНИЦЫ КНЯЗЯ
Предания рисуют Владимира-язычника человеком кровожадным, безнравственным, утопающим в чувственных наслаждениях. Как и положено в те времена — у князя был гарем. Женами и наложницами часто становились красивые пленницы. "Повесть временных лет" так передает стиль жизни Владимира до Крещения: "Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены… А наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц". Было у него пять жен, среди которых первой супругой была Рогнеда, взятая им в жены насильно.
Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жен, и жил лишь с одной горячо любимой княгиней Анной, сестрой константинопольского императора. После же крещения Владимир Красно Солнышко славился своим хлебосольством и дружелюбием. Но судьба не пошла навстречу князю в старости — он умер дома в постели, а не в походах, как хотел. Перед походом против сына Ярослава он сильно заболел и умер 15 июля (28 июля по новому стилю) 1015 года. Тело Владимира было заключено в мраморную раку и поставлено в центре киевского храма Богородицы рядом с гробницей супруги Анны. Еще тогда люди верили в святость князя, одна из причин — Крещение и личная духовная трансформация. Но Владимир был канонизирован не сразу, а в XII веке. Эта канонизация была исключением, так как прошла без установления чудес, которые бывают на местах погребения духовных подвижников.
Красно Солнышко. Еще при жизни народ считал князя святым.
О БЛАЖЕННЕЙШЕМ: КОГДА БУДЕТ КАНОНИЗАЦИЯ
Со смерти Блаженнейшего митрополита Владимира прошел лишь год, а многие верующие уже говорят о том, что его следует причислить к лику святых. Появляются свидетельства чудес, которые происходили после смерти Блаженнейшего. Например, во время операции у двухмесячного малыша остановилось сердце. Когда врач, делающий операцию, стал просить о помощи, смотря на фото почившего Владимира, сердечко младенца забилось! Остановка сердца длилась пять минут, что смертельно. Врачи задокументировали факт, как молитвенное ходатайство митрополита Владимира помогло им спасти малыша.
Что же думает о канонизации высшее духовенство? "По уставу церкви, для канонизации необходимо время: "30 лет после блаженной кончины", — говорит наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел. — Но я имел честь 20 лет служить и быть рядом с таким великим духовным наставником, верю, что он святой человек. Думаю, канонизация неизбежна, потому что Блаженнейший очень много сделал для церкви — объединил и сохранил ее. Количество храмов при нем с двух тысяч выросло до более 11 тысяч! Он был истинным гражданином своей страны, хотел, чтоб народ был един в вере, постоянно просил и молился о мире в Украине".
Первое, что берется во внимание перед канонизацией, — жизнь человека, которая должна соответствовать заповедям евангельским. При Священном Синоде работает спецотдел, который изучает архивы, не имел ли священник связи, например, с КГБ, не отрекался ли от веры под страхом смерти. Второе —чудеса, которые случаются по молитвам на могиле почившего или, как в случае с врачом, просто по просьбе. Чудес должно быть множество. Третье — нетление мощей. Икону канонизированного утверждает комиссия. Я очень надеюсь, если Господь сподобит такую честь, то Блаженнейший митрополит Владимир будет изображен в святительской одежде — таким, каким он запомнился нам. Меня особо восхищало его постоянное молитвенное состояние души. Я был рядом с ним 20 лет. Каждый раз, садясь в машину, он говорил: "Благословен Бог наш" и всю дорогу молился, а я вычитывал акафисты, каноны. Вы бы слышали, скольких людей он упоминал в молитвах за здравие и упокой! Называл родных и близких людей, сотни священников, архиереев, мирян, причем по имени помнил даже бабушек, которые с ним в крестных ходах были! И так минут 40 упоминал лишь имена. В долгих поездках он вообще не спал, а молился. Я, бывало, начинаю дремать, а он меня легонько толкнет в бок — и дальше молимся".
Учитель. Владыка Павел 20 лет был духовным сыном Блаженнейшего.