вторник, 30 апреля 2024

Ученые обнаружили самую маленькую сверхмассивную черную дыру

Механизм возникновения черных дыр до сих пор не изучен. Фото: naked-science.ru

Ученые из Мичиганского университета (США) с помощью космической рентгеновской обсерватории Chandra и обсерватории Лас-Кампанас (Чили) нашли самую мелкую черную дыру из класса сверхмассивных, сообщает nat-geo.ru.

Используя космический телескоп NASA Chandra и 6,5-метровые чилийские Магеллановы телескопы, астрономы наблюдали за галактикой RGG 118 в видимом и рентгеновском диапазонах. Изучив скорость вращения звезд и холодного газа вокруг центра галактики, им удалось определить массу центральной черной дыры.

Эта величина составила всего 50 тысяч масс Солнца, что в два раза меньше самой маленькой из известных сверхмассивных черных дыр, и в 100 раз меньше, чем масса черной дыры в центре Млечного пути.

Повадки RGG 118 похожи на таковые у других сверхмассивных черных дыр, в том числе аналогична взаимосвязь между скоростью вращения звезд и массой центральной черной дыры. Давление ее излучения составляет около 1% от гравитационных сил, что указывает на одинаковую эволюцию черных дыр независимо от массы.

Очевидно, сверхмассивные черные дыры располагаются в центрах галактик, однако механизм их возникновения до сих пор не изучен. Обнаруженная самая маленькая из сверхмассивных черных дыр RGG 118 поможет астрономам изучить этот вопрос.