Интервью с Олесей Журавской: "Отказалась от съемок в новом фильме Говорухина" (фото)
Телеведущая и актриса. «С проектом «Зважені та щасливі» у меня случилась мистическая история»
Имя: Олеся Жураковская
Родилась: 13.08.1973 в Киеве
Карьера: актриса, телеведущая
Первое образование Олеся получила в техникуме легкой промышленности по специальности "технолог швейного производства". В 1996 году окончила РАТИ (ГИТИС), после чего два года проработала в Театре имени Ермоловой. Всего в Москве Олеся прожила почти восьми лет, но после развода с мужем вернулась на малую родину, в Киев. С 2002 года — актриса Киевского государственного академического театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Занята в спектаклях "Корсиканка", "Море...Ночь...Свечи...", "26 комнат..", "Не все коту масленица" и других. В фильмографии Олеси — больше 60 ролей в кино и сериалах ("За двумя зайцами", "Профессор в законе", "Не торопи любовь", "Сваты", "Одесса-мама"). Ведущая проекта "Зважені та щасливі" (СТБ).
— Олеся, вы с детства мечтали стать актрисой и телеведущей?
— Скорее, я с детства любила быть в центре внимания. Но то, что песни, танцы, игра станут моей профессией, я и представить не могла. Наверное, все случилось благодаря моему авантюрному нутру, а окружение уже подтолкнуло к выбору специальности. Только со временем я поняла сущность профессии и степень ответственности. Мне стало ясно, что недостаточно лишь того, что тебе подарила природа — надо много работать над собой.
— А как вас, коренную киевлянку, занесло в московский ГИТИС?
— Я не думала поступать в театральный вуз. Первая моя специальность — технолог швейного производства. Способность шить, моделировать, конструировать я впитала, как говорится, с молоком матери, которая всю жизнь проработала в легкой промышленности. Именно мама настояла на том, чтобы я сначала получила профессию, которая меня прокормит в любой ситуации. Актерская профессия в этом смысле очень зависимая. А в Москву я решила поехать, потому что там уже училась моя близкая подруга — она и записала меня на первое прослушивание. Кроме того, в Союзе лучшая театральная школа была именно в Москве. Когда я поступала в ГИТИС, конкурс был порядка 140 человек на место. Я была единственной украинкой на курсе, и уже на выпускном все наши ребята пели украинские народные песни.
— Помните, как заработали первые в своей жизни деньги?
— Это было в 14 лет благодаря индивидуальному пошиву — укорачивала юбочки, подшивала шторы. Уже когда училась в театральном, иногда удавалось подзаработать эпизодическими ролями в кино. Правда, в то время (середина 90-х. — Авт.) в большинстве случаев у нас работали жуткие заезжие американские киногруппы, которые снимали картины низшего класса. В моей биографии был случай, когда я прошла пробы в сериал "Похороны крыс", где должна была играть одну из амазонок. И вот привезли нас с соседкой по общежитию на "Мосфильм", где мы должны были изображать ближайших соратниц Королевы крыс, ее играла какая-то американская актриса. И вот заходит она в павильон, видит нас — а мы обе молодые, красивые, кровь с молоком — и начинает истерику. На этом съемки и закончились (смеется). Правда, нам все равно заплатили по 50 долларов за каждый из трех съемочных дней, хотя в кадре мы так и не появились. В 1993 году это были нереальные деньги, ведь средняя зарплата на то время составляла около 20—30 долларов. Когда обо всем узнали в институте, нас отчитали: съемки во время учебы в театральных вузах никогда не приветствовались.
На съемках шоу для худеющих. Переживает за участников.
— После окончания учебы у вас была возможность остаться в Москве. Почему вернулись в Киев?
— Это решение было связано с семейными проблемами (развод с первым мужем. — Авт.). До этого моя карьера в Москве складывалась лучшим образом. Я много работала и репетировала. По окончании института у меня даже не было нужды показываться на пробах — меня сразу пригласили в театры Советской Армии, на Юго-Западе и Молодежный. А в театр Ермоловой мой худрук Владимир Алексеевич Андреев (его ученики — Елена Яковлева, Кристина Орбакайте, Виктор Раков. — Авт.) пригласил меня сразу на главную роль, поэтому я его и выбрала. Когда уезжала из Москвы, было действительно страшно — думала, что это конец моей карьеры. Ведь в Киеве меня никто не знал, не видел моих спектаклей. Я поняла, что мне придется все начинать заново. Поначалу работы тут не было никакой — я бесконечно сидела и шила, чтобы заработать хоть что-то. Параллельно посетила все театры Киева и после увиденных спектаклей решила во чтобы то ни стало попасть в Театр драмы и комедии на Левом берегу. Друзья и коллеги предупреждали, что это почти невозможно. Ведь обычно молодых артистов отсматривают еще во время учебы в институте, и крайне редко бывает, что в труппу кто-то попадает со стороны. Именно тогда я усвоила правило: что бы мне ни говорили, какие бы преграды ни строили, я должна делать все, что могу. В итоге я живу в труппе уже 13 лет. А поначалу, чтобы ко мне привыкли и меня приняли, приходила в театр каждый день.
— Многие актеры соглашаются на съемки в сериалах исключительно из-за денег. Какая была мотивация у вас?
— В самом начале карьеры мне хотелось завести знакомство с людьми, которые создают кино, войти в их круг, заслужить доверие. Постепенно эти режиссеры стали приглашать меня в свои работы, с кем-то мы стали друзьями.
Сцена из спектакля "Корсиканка". У Олеси — главная роль.
— Вам часто приходится отказываться от откровенно слабых сценариев в кино?
— Случается, конечно. А еще отказываюсь, если вижу откровенно шовинистскую идею. У меня был такой опыт в практике, когда я отказалась сниматься в картине Андрея Малюкова "Матч", потому что в сценарии украинцы выглядели как дегенераты и скоты.
— Отказавшись сниматься у известного режиссера, не боялись последствий, что вас перестанут приглашать в другие российско-украинские проекты?
— Конечно, боялась. Но, как показала практика, не все люди относятся к Украине так же, как создатели этого кино. Любой отказ — это всегда риск. Но один мой знакомый много лет назад посоветовал запомнить: карьера актера строится не на согласии, а на отказах. Тогда я слабо понимала, о чем речь, но со временем осознала, что это действительно так.
— Стать ведущей проекта "Зважені та щасливі" вы согласились без раздумий?
— С этим проектом у меня вообще была мистическая история. Когда еще шел первый сезон, я посмотрела пару выпусков с Любавой Грешновой и подумала: "Вот бы и мне вести этот проект!". Подумала и забыла. И когда мне позвонили с СТБ и пригласили на кастинг, я даже рассмеялась от их умения читать мои мысли.
"Сильвия". Один из первых спектаклей в Киеве, где сыграла Олеся.
— Во втором сезоне проекта, который вам доверили вести, вы решили худеть вместе с участниками, но так и не дошли до идеальных результатов. Сложно поверить, что вам, занимающейся танцами и гимнастикой с детства, это не по силам! Вы специально не хотите избавляться от своих пышных форм?
— Конечно, до откровенной худобы я никогда доходить не стану. В силу природы и генетики я всегда буду оставаться при своих плечах и широких бедрах. Другое дело — изменить параметры других частей тела. Но из-за того, что я часто принимаю участие в различных сериалах, я не могу кардинально худеть или поправляться. Ведь бывает такое, что кино начинают снимать с конца, потом — середину и только в самом конце начало. Но вот совсем недавно закончился проект, который занял почти два года — сериал "Пока станица спит". И я теперь наконец-то могу и хочу немножко потрудиться над собой, позаниматься с нашими тренерами из проекта и еще немного похудеть.
— Какие цели вы ставите перед собой как актриса? Покорить Голливуд, например, не хотите?
— Я совру, если скажу, что хочу стать голливудской звездой. Мне Господь дает ровно столько, сколько нужно. Мне кажется, когда человек нацелен все время на то, чтобы что-то покорять, он теряет удовольствие от проживаемой жизни. А в силу того, что происходит сегодня в нашей стране, понимаешь, как бесценен каждый момент, каждая минута, которую тебе дарует Бог.
— После событий в нашей стране вы принимаете предложения сниматься в российских проектах?
— Такие предложения есть, меня это поражает. Я их спрашиваю: "А вас не смущает, что я украинка?", а мне отвечают: "Нет, Олеся, в России есть много интеллигентных людей". Если во главе съемочной группы — человек, осознающий, что глупо и бессмысленно разрушать веками налаженные отношения между нашими странами, то почему мне, скажите, не согласиться сниматься в его проекте? Война — это механизм, который кто-то запускает сознательно. Наша задача как людей культурных и образованных сделать все, чтобы наши народы окончательно не перессорились. На съемках в России я сама никогда первая не начинала разговоров на политические темы. Видимо, мое корректное поведение удивляло людей и побуждало их самих говорить со мной о войне. Отвечая на вопросы, я видела, как у них меняются глаза. Я ничего не насаждала, не кричала, апеллировала только к фактам, рассказывала истории из моего опыта, советовала не смотреть телевизор, а думать самим.
Мюзикл "За двумя зайцами". Вторая работа в кино для Олеси.
— Это правда, что вы отказались сниматься у Станислава Говорухина?
— Да, причем там был прекрасный материал — история о Сергее Довлатове. Но когда я услышала, что Станислав Сергеевич говорит об аннексии Крыма, то была ужасно потрясена. Мне казалось, что этот человек такой мудрый, адекватный, а оказалось…
— Как вы считаете, уместно запрещать сегодня российские сериалы и фильмы?
— По правде говоря, я не изучала подробно законы, которые приняла наша Рада. Но считаю, что действительно нельзя сейчас смотреть на Мишу Пореченкова на экране и вдохновляться его героями после того, как он стрелял по нашим мальчикам. Однозначно ряд продуктов и сериалов пропагандистского характера надо было запретить, но вместе с тем лишать зрителя возможности видеть игру Лии Ахеджаковой, Армена Джигарханяна, Олега Басилашвили и множества других замечательных артистов, которые умеют отличать пропаганду от правды, несправедливо. Я убеждена, что ненависть порождает только ненависть. Мы обязаны укреплять наши хрупкие связи и не дать им разрушиться навсегда.
— Как думаете, чего не хватает украинским артистам, чтобы их имена были известны не только узкому кругу театралов?
— Лишь поддержки со стороны государства. Культура всегда была дотационной отраслью. Искусство всегда требует поддержки, а в нашей стране в нормальном объеме этого нет уже давно. В нашем кино не создавали звезд, артистов отдавали на растерзание российским продюсерам. Изначально в украинско-российских проектах в голову зрителям закладывалось, что наши актеры как бы второсортные. Этот комплекс "меншовартості" сделал свое дело. Но сейчас, слава Богу, ситуация потихоньку начинает меняться. Режиссеры пытаются создать что-то уникальное, и в такого рода проектах я готова сниматься даже бесплатно — как говорится, за идею.
— Желание стать матерью присуще почти каждой женщине. Вы готовы оставить карьеру, если того потребует любимый человек?
— Если надо будет, конечно. Но сегодня мое сердце свободно — в очередной раз (смеется).
— Вы вообще влюбчивая?
— Не очень, но я привязываюсь к людям. У меня любые отношения длятся долго, но когда они исчерпывают себя, у меня всегда хватает смелости в этом себе признаться и поставить точку. Я не стану возрождать то, что уже погибло. Но отношения, которые закончились, я вспоминаю с благодарностью и только хорошее.
— Поклонники часто поджидают у служебного входа театра после спектаклей?
— Нечасто, зато иногда оставляют букеты, причем без записки. Недавно был случай (как раз когда я решила расстаться с молодым человеком), когда мне подарили изумительной красоты букет. Я пришла домой, начала разворачивать его, и тут из цветов выпадает мешочек. Открываю, а там — бриллиантовые сережки, представляете? Я подумала: "Ну надо же, значит, форму еще не потеряла". Первое время ждала, что человек, сделавший такой подарок, объявится, но до сих пор он так и не появился.
— После выхода мюзикла "За двумя зайцами", где вы сыграли домработницу героини Аллы Пугачевой, вас стали больше узнавать на улицах?
— Что вы, не было такого. Тем более у меня это была всего вторая работа в кино. Узнавание началось намного позже, в основном после того, как я стала ведущей "Зважених...". А на тех съемках я на себе проверила, насколько Алла Борисовна потрясающая партнерша: не эгоистка, не зацикленная на себе, не боящаяся экспериментов. С момента знакомства она сразу запомнила мое имя — а это, между прочим, большой показатель артиста такого уровня.
— Именно на съемках этого мюзикла между Пугачевой и Галкиным завязался роман. На съемочной площадке было заметно, что между ними не просто рабочие отношения?
— Я видела их внимательное и трепетное отношение друг к другу. Было очевидно, что они очень близкие друзья на уровне быта и эмоций, но откровенного флирта не наблюдала.
— Вы были очень дружны с погибшим Виталием Линецким (заслуженный артист Украины умер прошлым летом, упав с парапета подземного перехода. — Авт.). Помните последнюю встречу с ним?
— Последний раз мы виделись с Виталиком в июне прошлого года, в конце театрального сезона. Я выходила из машины возле театра, а он как раз стоял на ступеньках. "Что, моя родная, очень устала?" — спросил он меня, видя мое подавленное состояние. "Ну, иди ко мне, я тебя пожалею", — сказал Виталик и обнял. Это была наша последняя встреча. Не бывает и дня, чтобы я о нем не вспоминала. Мало на земле таких людей — настоящих, не ищущих одобрения, следующих своему призванию, своей судьбе. Хочется верить, что в этом мы с ним похожи.