понедельник, 25 ноября 2024

Интервью с российским режиссером Юрием Грымовым: "Для наших стран этот период — великий позор" (фото)

Режиссер: "В кино ушел из рекламы, потому что вырос из этого бизнеса. К тому же я устал от заказчиков: половина из них были неадекватными"

Российский режиссер, сценарист, продюсер, телеведущий. В свое время — генеральный продюсер телеканала Rambler, телеканала "Дождь". Режиссер видеоклипов "Зимний сон" Алсу, "Оперы №2" Витаса. Он снял такие нашумевшие фильмы, как "Муму", "Коллекционер", "Казус Кукоцкого".

Грымов стоял у истоков российского рекламного бизнеса. Он один из самых титулованных авторов: у него больше 70 наград за режиссуру кино и телевидения, операторскую работу, а также премии международных фестивалей рекламы и кино. Создатель первого в своем роде интернет-портала "Рублев", глобального электронного справочника православия: религиозные даты, каталог икон, расписания служб церквей и многая другая информация — в общем, все, что связано с вопросами веры. В ближайшее время портал планирует расширяться и включить в себя и украинский контент.

В конце прошлого года Грымов запустил "медленное ТВ", так называемое телевидение психологической разгрузки. Телеканалы Slow, Noise и Relax — это трехминутные 3D-графики и видеоарт от дизайнеров со всего мира, сорокаминутные прогулки по пляжу Бразилии и другое видео, которое приятно смотреть без звука. Сейчас Юрий работает театральным режиссером. В июле отметил 50-летие.

— Юрий, прежде чем прийти в кино и театр, вы успели состояться в рекламном бизнесе в 90-х. С какими чувствами сегодня вспоминаете то время?

— Его называют лихими девяностыми. А я бы назвал его американскими горками — знаете такой аттракцион? Вверх, вниз, потом полетели, потом всех развернуло, потом кого-то стошнило. Не дай Бог, кто-то вылетел из вагонетки. Потом за это надо было заплатить, потом все застревали наверху, потому что отключали электричество, потом как-то добирались до финала с мороженым. Возможности, конечно, у всех были колоссальные. И это было связано не только с деньгами. Была потребность у общества: "Давай, давай, вперед, вперед, вперед!". Сегодня я не чувствую такой потребности ни у власть предержащих, ни у народа. Я не чувствую в молодежи адреналина. Они почему-то все время хотят просто получать деньги и ничего не делать. А человек должен создавать. Нынче конкурсы на специальность налогового инспектора в институты больше, чем на актерские факультеты. Как это может быть, ну как? Это ненормально!

— В последнее время вы все чаще говорите, что больше не видите возможности снимать кино, что национального кинематографа не существует. Почему?

— Я думаю, что мы присутствуем сейчас при закате кинематографа как явления. Его пик, наверное, был в 60—80-х годах. Тогда режиссер не был и не должен был быть продюсером — он был автором. Даже в тяжелейшие советские периоды авторское начало пытались сохранить. А с 90-х годов значение автора стало утрачиваться. В голливудские компании пришли люди с Уолл-стрит с чемоданами денег и сказали: мы научим вас снимать. Потом такие люди пришли в Италию. Затем они попытались прийти во Францию, но им сказали "спасибо за внимание": там у них ничего не получилось. Французы — единственные в Европе, кто смог сохранить свое кино, свою манеру, свой монтаж. Потом финансисты пришли в Германию и ухитрились маркетинговыми методами перестроить весь процесс. А маркетинг — это большие деньги плюс абсолютная безответственность, потому что решение о запуске картин принимает совет директоров. Люди в нем голосуют, потом создается фокус-группа, и на основе исследований они принимают решение о том, что можно запустить, а что нельзя. Отечественный кинематограф исчез по объективным причинам — из-за неправильной политики государства в области культуры. Оно должно выйти из прямого финансирования кино: государство не может выбирать любимых или нелюбимых, лучших или худших, делить фильмы на жанры и давать деньги на определенные из них.

Индустрия кино начинается после двухсот фильмов в год. Всех жанров и направлений — и плохих фильмов, и хороших, и для детей, и очень художественных, и экспериментальных — любых. А сегодня официальная статистика такая: выпускают семьдесят фильмов, до экранов доходит десять, а успешных — один. Поэтому глупо считать, что в стране есть кинематограф. Киносообщество? И его не существует. Есть разрозненные кланы, есть свои коррумпированные схемы. Это ни для кого не секрет.

Съемки. У режиссера нет профобразования, но это ему не мешае.

— Вы чуть ли не с тоской вспоминаете советский период. Но ведь тогда была строжайшая цензура!

— Приведу простой пример. Вот два великих человека — Данелия и Тарковский. Один работал в своем жанре, другой работал в своем. Но они были двумя авторами, которые сами принимали решения. И при советском режиме они все-таки находили возможность рассказывать свои истории. Сегодня это практически нереально. С приходом иностранного кино в наш прокат вбросили огромное количество бесплатных картин. И вот, лет за 10—15, сменилось целое поколение зрителей, которые воспринимают все — картинку, монтаж, образ героя, ракурсы — уже по американскому стандарту. Сегодня успех любого нашего фильма случается, лишь когда он приближается к американскому. Когда говорят: "Вот это похоже на американское кино" — деньги собираются. Это не потому, что у нас зритель плохой, а потому, что он за 15—20 лет привык к такой эстетике. Сломать эту ситуацию резко уже не получится, нужно опять потратить лет десять. И вот тут как раз государство должно защищать свои интересы, культурные ценности.

— Однажды вы сказали, что Уолт Дисней убил детское кино. Как это понимать?

— Подтверждаю: великий Уолт Дисней совершил преступление. Он действительно убил детское кино, уничтожил его, растоптал. Детская аудитория — это возраст от пяти до девяти, ну, до десяти лет. А Дисней расширил финансовые границы аудитории, подняв верхнюю планку. И мы теперь видим то, что называется семейными мультфильмами от мэйджоров, больших компаний. Но фильм, на котором, извините за выражение, ржут и 16-летние подростки, и 25-летние мужчины — это странно, согласитесь. И этот же фильм смотрит и семилетний ребенок, который слышит там словечки "повернись ж**ой" и т. д. Это плохо или хорошо? Я считаю — это плохо, потому что это погружение во взрослую жизнь происходит не вовремя. Уровень подражания у ребенка колоссальный, он же — как обезьянка. Да и взрослые готовы быстренько расстаться со своими принципами и начать подражать предложенным ярким киношным или даже мультяшным образам.

— Сейчас вы работаете в театральной сфере. Как считаете, что нового вы можете сказать на этом поприще?

— Мои сильные стороны проявляются куда ярче в театре, чем в кино. Потому что делать спектакль без замаха на эксперимент, не важно с чем, — с драматургической основой, изобразительным вариантом, декорациями, — бессмысленно. В театре сохранилось нужное восприятие у зрителя. И эксперимент я ставлю не над ним, а над собой. В кино же мои эксперименты, с точки зрения изображения, монтажа, необычности трактовки сюжета, сегодня не очень востребованы. Опять-таки, не востребованы у того самого зрителя, который привык к подростковому кино, а оно у нас почти все такое. А то, что его смотрят взрослые люди, — это уже повод сходить к врачу. И я считаю, что сегодня в безумном мире культурной информации категория оценки — фраза: "Это интересно". Я считаю, что это достаточная категория. А вот нравится или не нравится — уже дело вкуса.

"Муму". Одна из лучших ролей актера Александра Балуева.

— Вы ставите совершенно разные вещи: драматический спектакль "Цветы для Элджернона", детский "Затерянный мир". А над какой постановкой работаете сейчас?

— Сейчас это проект "Три сестры". Но, к сожалению, я его пока немножко притормозил. В этом спектакле я хочу изменить возраст сестрам: у Чехова им по 25 лет, а я решил, что дамам будет по 60—70. Пригласил Ольгу Остроумову, Валентина Гафта, Игоря Ясуловича. Проект сегодня экономически неподъемный. Потому что вы прекрасно знаете, что обычно артист такого уровня, как Гафт или Остроумова, — это одна звезда на спектакль, учитывая гонорары и сложность организации репетиций. А у меня таких мегазвезд, загруженных работой, десять. Но я этот проект не оставляю — надеюсь, что все-таки как-то его потяну. А еще у меня есть проект с черновым названием "Рабочий полдень" — спектакль о терроризме. Сейчас мы потихоньку начинаем работать над этой пьесой.

— Что из последнего в кино или на телевидении показалось вам особо удачным?

— Я считаю, что, например, музыкальный проект "Голос" полностью отвечает всем запросам сегодняшнего зрителя. Эмоциональная и изобразительная составляющая, структура программы выполняют все задачи, которые сегодня должно решать телевидение в категории "качественное развлечение". А вот кино, к сожалению, сейчас смотрю очень редко. Мне понравился фильм "Охотник на лис" (спортивная драма со Стивом Каррелом. — Авт.). Я считаю, что это очень достойная работа. Мне очень нравится французская лента "Один плюс один" (с Омаром Си), я пересматриваю его иногда, пытаясь понять его феномен.

— Что вы думаете по поводу того, что сегодня происходит между нашими странами?

— Мне очень обидно, что сегодня конфликт с Украиной уже больше, чем политический: это уже конфликт между русскими и украинцами. Для меня это — большое горе. И я считаю, что произошедшее — это глупость. Уверен, мы очень долго не помиримся, и говорю об этом с огромным сожалением. Люди затаили друг на друга злобу, а этого не должно быть. Вскоре это будет вспоминаться как самый большой позор всего этого периода нашей истории.

— Вы готовите к столетию революции большой проект для ТВ: работаете с хрониками, с академиками РАН. Какие факты в этом процессе стали настоящим открытием для вас?

— Этот проект я делаю уже два года, он почти готов. К сожалению, пока не могу найти финансирование для его завершения. Два года в архивах, два года с историками-академиками РАН, которые помогали писать сценарий... Название — "Великая фальшивка октября". Я воспитывался в советской идеологии с ее однозначным отношением к революции, и то, что я узнал во время работы над проектом, было для меня потрясением. Это был дворцовый переворот, не имевший никакого отношения к народному движению. Меня удивило появление Ленина в системе координат власти. Совершенно случайный человек! Ленин сам говорил: "Не при нашей жизни мы увидим свет в конце тоннеля". Через два месяца он возглавил страну. Я был потрясен: как можно было "профукать" идеи страны, которая жила и развивалась? Не без проблем, но развивалась. Была система координат — ее сломали. Результат мы знаем.

"Казус Кукоцкого". Экранизация одноименного романа Улицкой.

— Вам повезло сотрудничать со многими выдающимися личностями — актерами, политиками, операторами, писателями. Кто из них оставил самый глубокий след в вашей жизни?

— Самое сильное впечатление на меня произвел, наверное, Георгий Рерберг — оператор Тарковского, который как-то внимательно ко мне относился во время работы. Вспыльчивый, яркий, с характером. Оператор-автор. Когда он уходил на какое-то очередное кино, он меня передал Леше Родионову, который снимал "Иди и смотри". То, что Рерберг однажды мне сказал, я запомнил на всю жизнь. Помню момент, когда один из ассистентов оператора спросил меня, что ему делать, и я сказал: "Надень на камеру вот эту штуковину". Я не знал, как она называется, ведь у меня нет профессионального образования. После этого я сразу поймал косой взгляд — мол, вот они, современные режиссеры. Рерберг это заметил, подошел ко мне и сказал: "Даже не переживай. Многие знают, как эта хренотень называется, но они кино снимать не будут, а ты будешь".

— Знаю, что для вас переход от рекламного бизнеса к режиссуре был непростым шагом, но вы никогда об этом не рассказывали. Что стало отправной точкой?

— Такой точкой стало то, что я вырос из рекламных роликов. Это для меня уже стало по-настоящему скучно. Второе — мне, если честно, надоело общаться с заказчиками: 50% людей были крайне неадекватными, и я понимал, что диалога быть не может. И я решил, что нужно оттуда валить — всех денег не заработаешь. И стал потихонечку отходить в сторону кино. А "Муму" в конце 90-х стал снимать, потому что в тот период все снимали про бандитов, а мне эта тема была совершенно не интересна и непонятна: я не понимал, как человек, который практически не знает той, бандитской жизни, может рассказывать такие истории. А "Муму" был посвящен одиночеству. Мы попытались рассказать историю Тургенева немного вольно, используя в том числе и письма его матери. За что мы, естественно, сначала получили всю критику, потом награды, а потом специалисты по творчеству Тургенева пришли к выводу, что это одна из лучших экранизаций. Когда я делал "Казус Кукоцкого" по Людмиле Улицкой, она сказала одну важную вещь: "Юр, я уже книжку написала, я уже все сделала. Кино — это совсем другая история". Поэтому, когда начинают говорить: "Это похоже на книжку, это не похоже на книжку", я не очень понимаю, что это за аттракцион такой. Хотите книжку — читайте книжку, а кино — это рассказ другого автора, который пересказывает даже не то, что он понял в этой книге, а то, насколько она ему близка. Он рассказывает свою историю. Снимать кино не про себя — я с таким не согласен.

— Вы автор православного портала "Рублев". Какое ваше первое воспоминание, впечатление, связанное с верой?

— Самое сильное впечатление связано с моей тетей. Она была крещеная, а ее муж — нет. И она уговорила его покреститься в очень, ну прямо совсем зрелом возрасте. И у нее был удивительный аргумент, который я запомнил на всю жизнь. Я спросил ее потом: "Ему уже 60 лет, зачем вы его покрестили?". А она произнесла такую фразу: "А я с Володькой хочу и ТАМ встретиться". Я крестился в 30 лет.

Имя: Юрий Грымов

Ро­дил­ся: 06.07.1965 в Москве (Россия)

Карьера: режиссер, сценарист

Читайте также

На деньги казино хотят снимать кино

Ищут деньги в бюджет. К концу года в Украине вновь могут открыть казиноВ Украину могут вернуться запрещенные в 2009 году казино, причем налоги от игорного бизнеса хотят пустить на финансирование украи

Татьяна Догилева объяснила свое исчезновение из кино

Татьяна Догилева Актриса Татьяна Догилева рассказала "Собеседнику", как пережила потерю востребованности в российском кинематографе."Случилось в моей актерской судьбе так, что как раз в самый хороший

Украинцы заменили кино, театр и газеты телевидением и интернетом (инфографика)

За годы независимости культурная жизнь рядового украинца кардинально изменилась: например, народ теперь намного меньше ходит в театры, на концерты и в кино: по первым падение втрое, по вторым — в 6 ра

Медведев предложил облагать НДС билеты в кино, но в Госдуме призвали с этим "не спешить"

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выступил с предложением о поддержке отечественного кинематографа. Глава кабинета министров задумался о возможности восстановить налог на добавленную стоимость (НДС

В Одессе снова снимают кино: потеря рынка в РФ и ни копейки от государства

На площадке. Благодаря чужим проектам заработали деньги и начали снимать собственное кино. Фото: odessafilm.com.uaСегодня страна отмечает День украинского кино, а мы по этому случаю узнали, как живет