Админреформа в цифрах и фактах: села боятся объединяться, а люди не понимают, что изменится
Фото: Д.Нинько
В рамках реформы децентрализации в Украине пройдет и административно-территориальная реформа, которая изменит карту областей и распределение бюджета на местах. Сейчас Украина живет по системе 1967 года. Около 40% сел имеют население менее 1000 человек и не могут обеспечить себя всем необходимым.
До 15 июля обладминистрации должны подать в Кабмин свои планы объединения сел, поселков и городов в общины. После утверждения их должна будет проголосовать Рада. Девять ОГА их уже написали и утвердили на сессиях: к примеру, в Харьковской области 459 местных советов объединят в 59 общин, в Ровенской — 365 в 45, в Закарпатской — 579 в 38. Для объединения в общину села и города должны иметь общие границы и один крупный центр со своей инфраструктурой. После проведения реформы до 60% собранных налогов будет оставаться в общинах (см. инфографику).
БОЯТСЯ ЗА ПОСТЫ. Но процесс тормозится: многие села — против объединения из-за страха потерять посты и доступ к деньгам, разделу земли. "Против чаще всего выступают главы сельсоветов. Я объездил 11 областей: на круглых столах мы объясняли плюсы децентрализации. Только 5% вообще понимают, что это такое. Нулевая информполитика со стороны властей, разъяснения нет. А в селах объяснения люди получают от тех же глав сельсоветов, которые — против реформы", — сказал нам нардеп от БПП Дмитрий Добродомов.
ДОРОГИ И СПРАВКИ. В Киевской области тем временем к реформе только готовятся. "Мы планируем создать четыре общины: Васильковскую, Калиновскую, Гребенецкую и Глеваховскую, — сказал "Сегодня" глава Васильковской РГА Владислав Одинец: "Во вторник пройдет сессия облсовета. Надеемся, все утвердят по нашему плану. Если 60% налогов будет оставаться на местах, это намного лучше. Но у людей есть много вопросов: например, какие будут функции старосты, что будет с администрациями сел, где люди будут получать справки, если село не присоединится к общине, и так далее. У нас в законе не прописано даже, что такое община, это должен сделать парламент". Спрашивают люди, и как будут добираться до другого населенного пункта после объединения: не везде построены дороги. "Мы уже провели рассчеты и определили, какие села присоединятся к Ржичеву, — рассказал нам мэр города Николай Стичак. — Такие села, как Пыи, Гребени, согласились, но есть проблема с Зикрачами — от них к нам идет только грунтовая дорога. Если бы проблема с логистикой решалась сейчас, было бы проще, а людям после обьединения часто нужно будет ездить в центр". "Сам закон прописан обобщенно, — говорит сельский глава Демидовки Василий Дидок. — Простой человек не понимает, что получит: к примеру, люди боятся, что будут ездить за справкой 10 км. Нужно будет открывать центры админуслуг. Также границы общины должны быть целостными. А у нас с тем же пгт Дымер, которое согласно с нами объединяться, общей границы нет. Оно граничит с Литвиновкой и Козаровичами, как и мы, но они отказались". Но делать это нужно, уверен Дидок: "Мы могли бы обеспечить те же Козаричи транспортом, у нас есть спортивные объекты, коммунальное предпринимательство, зоопарк...". По словам мэра Броваров Игоря Сапожко, у них реформа проходит очень тяжело: "Сельские главы упираются. Вокруг Броваров — самодостаточные села, где есть предприятия. Многие считают, что справятся сами, хотя никто не делает экономических просчетов". А мэр Переяслава Тарас Костин обращает внимание на опасения сел за их средства. "Они аргументируют отказ тем, что город будет забирать у них средства. Хотя я объясняю, что будет общий центр принятия решений, куда войдут и главы сельсоветов, и они будут влиять на распределение денег. Надо больше времени, наверное, чтобы разжевать эту реформу", — говорит Костин.
Кроме того, по словам мэров городов и поселков, многие главы сельсоветов тормозят реформу из-за приближающихся местных выборов: мол, "прикормленные" округа могут нарезать в соответствии с новыми границами, и кандидаты останутся без своих избирателей. Но эксперты говорят, непосредственное внедрение реформы пройдет уже после местных выборов, создавать общины будут новоизбранные депутаты местных советов.
ШКОЛЫ И БОЛЬНИЦЫ. Одной из проблем называют то, что обеспечение больниц и школ после реформы ляжет на местную власть. "На балансы местных бюджетов передали медицинские и образовательные учреждения. Но при этом у местных властей забрали, что приносило доходы. Если, например, раньше в местных бюджетах оставалась половина платежей за природные ресурсы, то теперь — четверть", — говорит президент Украналитцентра Александр Охрименко. "Если Киев будет забирать львиную часть налогов, общины большую часть оставшихся средств будут пускать на зарплаты учителям и врачам, — рассказал нам экс-нардеп Андрей Мищенко. — Хорошо, если регион прибыльный. А если дотационный? Непонятно сколько процентов на местах будет оставаться от пользования недрами: на Черниговщине есть пахотная земля, нефть, газ, торфяники, две тысячи озер. На Западе проводят референдумы: нашли газ, приехал инвестор, и 2% налога с добычи будет уходить в местный бюджет. Это все должно быть прописано в законе, чтобы у людей на местах была мотивация".
В Кабмине уверяют, что уточнения по реформе будут, а Перспективные планы областей — не руководство к действию: "Это модель объединения общин. Местные власти должны проанализировать все варианты".