Готовы ли люди платить сотни тысяч долларов за лекарства будущего?
Мы то и дело рассказываем вам о прорывных научных открытиях, благодаря которым медицина способна побеждать ранее неизлечимые заболевания. Всё это, конечно, замечательно, но только до тех пор, пока речь не заходит о стоимости подобных чудо-препаратов. Взять хотя бы генную терапию, которая развивается в последние годы с невероятной скоростью. Препарат Kymriah, например, способен победить некоторые формы рака крови и костного мозга, но курс лечения с его помощью обойдётся 475 000 долларов (более 27 миллионов рублей). Неужели все лекарства будущего будут стоить таких космических денег?
Способны ли люди отдавать фармацевтическим корпорациям такие огромные суммы денег? Этим вопросом задались журналисты портала New Atlas, наткнувшись на анонс препарата Luxturna компании Spark Therapeutics. Данный препарат способен победить редкую форму наследственной болезни, повреждающей сетчатку глаз, по сути, возвращая человеку зрение. Стоимость лекарства поразила даже видавших виды специалистов. Курс приёма Luxturna обойдётся желающим вылечиться в сумасшедшие 850 000 долларов (более 49 миллионов рублей).
Фармацевтическая индустрия у многих людей вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, лекарства нам нужны, а фармацевтические компании тратят сотни миллионов, если не миллиарды долларов на разработку и исследования новых препаратов, спасающих здоровье людей и их жизни. Однако порой мы становимся свидетелями того, как стоимость некоторых лекарств совершенно необоснованно завышается в десятки раз. Создатели препарата Luxturna прекрасно понимают, что клиентов, способных единовременно расстаться с 850 000 долларов, в мире не так много. Именно поэтому они опубликовали
«Для разработки новых генетических методов лечения заболеваний требуется очень много времени, а также колоссальные инвестиции. Как только FDA одобрит эти методы лечения, их придется оплачивать. Устойчивость всей отрасли зависит от прибыли, которую получают фармацевтические компании», — комментирует ситуацию Стюарт Оркин, глава отделения детской онкологии в Институте рака Дана-Фарбера.
Здесь всё обстоит так же, как и с выплатой ипотеки. Можно оформить покупку курса препарата с разделением платежей на много лет вперёд. Кроме всего прочего, фармацевтическая компания предложила своим клиентам систему скидок, зависящую от того, насколько эффективно будет идти процесс выздоровления. Если препарат не сможет полностью победить слепоту или же покажет неэффективность в первые 30-90 дней лечения, компания возместит часть расходов клиента, вернув ему часть потраченных денег.
Впрочем, как бы нас ни пугали подобные цены на лекарства, жить хочется всем. Именно поэтому многие американцы наверняка согласятся на условия выплат стоимости препарата, предлагаемые им Spark Therapeutics и другими компаниями. Существует ряд заболеваний, лечение которых обходится примерно в 300 000 долларов в год, взять хотя бы гемофилию. И это лечение необходимо человеку пожизненно, а не однократно. Согласитесь, что на фоне таких затрат сумма в 850 000 уже не кажется столь пугающей. Тем не менее очень страшно представить себе будущее, в котором человечество научилось побеждать ранее неизлечимые заболевания, однако позволить себе это смогут исключительно богатейшие жители нашей планеты.