Путин усомнился, что Минюст справедливо внес в реестр "иноагентов" фонд "Династия" бизнесмена Зимина
Президент России Владимир Путин усомнился в правильности решения Минюста, который включил в реестр "иностранных агентов" Фонд некоммерческих программ бизнесмена Дмитрия Зимина "Династия". Между тем олигарх уже передумал финансировать организацию, которая занималась поддержкой молодых талантов.
Как стало известно РБК, свою позицию по данному вопросу Путин высказал на закрытой встрече с бизнесом на форуме "Деловой России" в Москве. По словам источников издания, мнением президента поинтересовался глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин (сам Шохин не комментирует это, ссылаясь на закрытый характер встречи).
Путин ответил, что "не следил" за деятельностью фонда и ситуацией с ним. Он констатировал, что если фонд занимался политической деятельностью и финансировался из-за рубежа, то тогда "Минюст прав", если же речь идет о деньгах Зимина, то решение ведомства неправильное. Один собеседник РБК утверждает, что Путин поручил "разобраться" в ситуации, два других указывают, что прямого поручения не было.
Включение фонда в список иностранных агентов по-иному прокомментировал пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. По его словам, это не повод менять законодательство. "Если он получает деньги из-за границы, то в соответствии с законодательством он является "иностранным агентом", - отметил Песков. Между тем в Минюсте подумывают об отмене спорного закона.
Зимин рассказал, что фонд финансировался на его "личные деньги"
Ранее Шохин утверждал в интервью Business FM, что "если такое НКО подпадает у нас в реестр, то что-то не то с законодательством". Он заявил, что готов инициировать обращение в Минюст, чтобы они пересмотрели свое решение, и не исключил обращения к президенту Путину.
Сам Зимин заявил агентству "Интерфакс", что действительно финансировал фонд за счет денег, которые находятся за рубежом, но подчеркнул, что это были личные деньги, и теперь он не намерен их тратить "под маркой неведомого ему иностранного государства". Он выразил сомнения в том, что "Династия" сможет существовать без его финансовой поддержки.
Между тем на сайте издательства Corpus появилось открытое письмо книжного сообщества в поддержку фонда "Династия", в котором говорится, что если решение о внесении фонда в реестр НКО-иностранных агентов не будет отменено, то имена принявших это решение "навсегда будут покрыты позором". "Это вы будете ответственны за дальнейшее разрушение российской науки, ухудшение уровня образования и в конечном итоге изоляцию России от мирового просветительского процесса, частью которого она стала, в значительной степени, благодаря Фонду "Династия" Дмитрия Зимина", - говорится в обращении.
Отметим, еще до принятия решения 10 академиков и 18 членов-корреспондентов РАН обратились в Минюст с письмом, в котором призвали не включать "Династию" в список "иноагентов". Авторы обращения напомнили о недавнем присуждении фонду Министерством образования и науки премии "За покровительство российской науке". Ученые отмечали, что деятельность фонда полностью открыта и общеизвестна и "не имеет ничего общего с отстаиванием интересов иностранных государств", хотя и финансируется за счет средств Зимина, находящихся на зарубежных счетах.
Также в защиту фонда "Династия" выступало Общество научных работников. Включение фонда в список "иностранных агентов", по мнению членов ОНР, ударит по науке и просвещению в России. "Именно благодаря его деятельности многие талантливые молодые ученые продолжают свои исследования в России, а не покинули ее в поисках лучших условий для научной работы", - сказано в обращении Общества к главе Минюста.
Понятие "иностранный агент" было внесено в резонансный закон об НКО, принятый в 2012 году. Он обязывает все некоммерческие организации, получающие денежные средства из-за рубежа и принимающие участие в политической деятельности, регистрироваться в качестве "иноагентов". Минюст признал таковыми уже более 50 организаций.
Многие отечественные НКО неоднократно выражали несогласие с таким положением и обращались в этой связи с жалобами в различные инстанции, в том числе в Европейский суд по правам человека. При этом до недавнего времени было невозможно выйти из списка "иноагентов". Закон, который позволил это делать, появился в феврале 2015 года.