Избыточное предложение
В Кремле подводят итоги партийной либерализации
Партийная система должна выйти на новый уровень, считают в администрации президента. Большего числа партий, чем уже есть, не нужно, потому что формальное разнообразие не свидетельствует о качестве участников политического процесса. Будущее за теми партиями, которые ведут постоянную работу в регионах.
В Кремле обозначили новый этап в развитии российской партийной системы, рассказали «Ленте.ру» политологи, приглашенные на днях на встречу с первым заместителем руководителя администрации президента Вячеславом Володиным. Сегодня основная задача — повышать качество партий, а не их количество — именно об этом, по их словам, говорил Володин.
Речь идет о том, что только те партии, которые представлены на территориях (имеют региональных и муниципальных депутатов) и ведут системную работу на всех уровнях, в том числе муниципальном, смогут претендовать на успех в федеральных выборах.
Предвыборный сон
Жесткие условия участия в выборах заставят малые партии искать союзников
В результате либерализации партийного законодательства, проведенной президентом Дмитрием Медведевым в 2012 году, количество партий в России выросло более чем в десять раз — до нынешних 78 (из них 74 на данный момент имеют право принимать участие в выборах). Бурному партстроительству способствовало упрощение процедуры регистрации партий: минимальное количество членов, необходимых для получения регистрации, было снижено с 40 тысяч до 500 человек.
Теперь в России есть партии на любой вкус: одни предлагают вернуться к монархии, другие черпают вдохновение в советской эпохе, есть и такие, которые апеллируют к божественным силам. Однако востребованность партий обществом по-прежнему низка, и реальным институтом публичной политики их назвать сложно. Некоторые партии вообще не ведут никакой деятельности. Например, для участия в сентябрьских региональных и муниципальных выборах зарегистрировались кандидаты от 55 партий, а 19 не используют эту возможность (в единый день голосования 13 сентября состоятся почти 10,8 тысяч кампаний различного уровня в 83 субъектах). Но и далеко не все участвующие в выборах политические объединения могут претендовать на то, чтобы сформировать фракцию в городском собрании.
Конец суверенной демократии
Эксперты ищут определения для российского политического режима
Политтехнологические проекты с 2012 года действительно расцвели. Например, политтехнолог Вячеслав Смирнов в недавнем интервью изданию Znak.com поведал о распродаже контролируемых им партий. «Бизнесмен» признался, что после изменения закона о партиях он вместе с другим политтехнологом — Андреем Богдановым — принял участие в создании и регистрации 12 партий, в том числе «Союз горожан», «Гражданская позиция», «Народная партия», КПСС и «Демократическая партия России».
Директор Института избирательных технологий Евгений Сучков называет задачу по повышению качественного уровня партийно-политической системы чрезвычайно актуальной. «Но она очень сложная, и механически ее не решить, — говорит он. — Нужны новые яркие лидеры и четкая артикуляция партиями своих идеологических позиций. Идеал — это партия с сильной идеологией и ярким лидером, которая могла бы внедрить в массовое сознание ценности определенного образа жизни. А сейчас мы видим кадровый застой, в последние годы появилось множество партий, которые ничего и никого не представляют, не имеют ни идеологии, ни ярких лидеров, ни поддержки населения. У того же Алексея Навального идеология крайне противоречива — своеобразный “компот” из национализма и либерализма».
В этом году для участия в выборах депутатов региональных парламентов (состоятся в 11 субъектах) свои списки смогли зарегистрировать только 15 партий из выдвинувших кандидатов 32-х. Помимо ПАРНАСа, которой было отказано в регистрации во всех регионах, кроме Костромской области, неудачи в ряде регионов потерпели «Коммунисты России», «Родина», «Зеленые», «Народный альянс», «За женщин России» и другие.
Меньше амбиций, ближе к земле
Кремль обозначил границы дозволенного для мэров и губернаторов
Пока политологи не услышали от чиновников администрации президента, что нужно как-то искусственно регламентировать партийную систему. «Речь шла о том, что это эволюционный процесс, который будет сопровождаться консолидацией партий. Что развитие малых партий невозможно, если они не научатся договариваться и создавать коалиции, — рассказал «Ленте.ру» руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев — участник совещания с Володиным. — Но особо отмечалось, что ни в коем случае нельзя всех грести под одну гребенку и загонять в “Единую Россию”».
Однако первый замруководителя администрации президента все же упомянул, что, например, в законодательстве США есть норма о необходимости сбора подписей для партий, не участвовавших в предыдущих выборах, призванная стимулировать партии к электоральной активности.
«Те или иные ограничения можно рассматривать только в комплексе, — уверен директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Я считаю крайне вредным централизованно регулировать численность партий. Если партия нежизнеспособна, она сама отомрет».
Политологи сходятся во мнении, что без регулярного участия в выборах о каком-то успехе в политике партия может только мечтать. «Конечно, можно непосредственно перед выборами раскрутить какой-нибудь партийный проект по телевизору, но эффект будет краткосрочным»», — говорит Евгений Сучков. Константин Калачев считает, что сейчас у партий недостаточно стимулов, чтобы расширять свое присутствие на муниципальном уровне. Эксперт уверен, что партии станут более заинтересованными в увеличении числа своих муниципальных депутатов, если увидят, что у них в том или ином регионе действительно есть шанс победить губернатора от «Единой России». Пока же им сложно побеждать тех, кого на новый срок благословил президент.
Дина Ушакова
Источник Избыточное предложение