«Они плюют на нас каждый день»
Зачем РПЦ строит храмы там где люди не желают их видеть
В Москве пятый год действует программа «200 храмов», которая должна обеспечить всех православных горожан церквями шаговой доступности. За это время было построено 17 храмов, еще 38 строятся. Для возведения многих из них были выбраны участки в парках, скверах и дворах, что вызвало волну недовольства среди местных жителей. Горожане собирают подписи, обращаются в прокуратуру, устраивают митинги и даже разбивают палаточные лагеря. «Лента.ру» оценила обстановку в самой горячей точке этого противостояния — в парке «Торфянка».
Зонтик против бульдозера
Парк «Торфянка» расположен в Лосиноостровском районе. Два года назад мэр Москвы Сергей Собянин выделил 0,2 гектара территории парка под строительство храма на 300 прихожан. Но непосредственная подготовка к возведению началась 18 июня 2015 года, когда в «Торфянку» въехала строительная техника. В тот же день на пути у экскаваторов и бульдозеров встали местные жители. Противники строительства разбили в парке лагерь, в котором держат круглосуточную оборону уже два месяца.
Защитники парков подчеркивают, что они не богоборцы, храмофобы и атеисты, как утверждают их противники, а люди, желающие сохранить рядом с домом зеленую территорию.
«В нашем парке нет ни одного сооружения — ни временного, ни постоянного, это уголок природы», — объясняет активист движения «За Торфянку» Денис Гончаренко.
Храмы раздора
Москвичи протестуют против церковной застройки шаговой доступности
Активисты утверждают, что «Торфянка» — единственный в районе парк без аттракционов и других развлечений. «Рядом есть Бабушкинский парк. Но если туда идешь с ребенком, ты должен понимать, что оставишь минимум 1,5 тысячи, потому что ребенок хочет покататься, хочет ваты, хочет мороженого. Постоянно запрещать тоже неправильно. А "Торфянка" — природный парк, там ребенок может побегать по траве, покормить уток, посмотреть, как соседи ловят рыбу», — говорит защитница парка Тамара Мальсагова.
Местные жители не устают повторять, что строительство в парках запрещено и что в Северо-Восточном административном округе храмов больше, чем поликлиник, — 63. Ближайший дом расположен менее, чем в 100 метрах от предполагаемого места строительства, и не все его жители готовы просыпаться под звон колоколов. Они не желают видеть в парке нищих, цыган и попрошаек, традиционно крутящихся около церквей, зато хотят иметь возможность загорать, не оскорбляя своим видом чувств прихожан.
Вслед за местными жителями в парке обосновались крепкие парни из православного движения «Сорок Сороков», которые взялись за лопаты и стали самостоятельно готовить фундамент под храм.
Взаимодействие противоборствующих сторон на ограниченной территории не способствует конструктивному диалогу. Между противниками и сторонниками строительства неоднократно возникали словесные перепалки и мелкие стычки.
покинуть предполагаемое место строительства и решать все вопросы в правовом поле.
Однако активисты «Сорока сороков» стройплощадку не покинули. По словам паркозащитников, ведут они себя крайне агрессивно. В конце июля православные побили заявителя по иску о незаконном строительстве. Ранее, в результате нападения сотрясение мозга получила защитница парка Мария. А 14 августа верующие избили муниципального депутата Бабушкинского района Марину Овчинникову. При этом активисты «Сороков» всякий раз отвергают обвинения, обвиняя противников в клевете и провокациях.
На подмогу православным активистам время от времени прибывают казаки и байкеры. Перед митингом в защиту парка 9 июля в район нагрянули «Ночные волки», и заперли жильцов в подъездах, чтобы не пустить в парк.
Лагерь защитников «Торфянки» несколько раз под разными предлогами пыталась ликвидировать полиция. Стражи порядка демонтировали тенты и забирали вещи протестующих. Последний раз лагерь ликвидировали 18 августа. «Теперь, оказывается, садовые зонты, которые мы открываем на длительное время, нарушают полив земли и освещение травы солнцем. Глубина маразма пока не найдена», — говорит Мальсагова.
«Блуд, разврат и незнамо что»
Протоиерей Димитрий Смирнов об экстрасенсах, содомии и подарках прихожан
Между тем агрессивными православными заинтересовались в Госдуме. Депутат от КПРФ Валерий Рашкин направил запрос в ФСБ с просьбой проверить деятельность движения «Сорок сороков». «По сути сама эта организация является радикальным формированием, занимающимся боевой подготовкой своих членов, многие из которых придерживаются неонацистской идеологии», — говорится в обращении. Рашкин считает, что организация, являющаяся «личной гвардией главы РПЦ» может подпадать под действие ряда статей Уголовного кодекса. Более того, парламентарий уверен, что такие отряды «православных штурмовиков» угрожает конституционному строю и ведут к радикализации общества.
Однако в РПЦ от «Сорока сороков» открестились. «Это движение мирян, которые действуют под свою ответственность, люди выражают свою гражданскую позицию, — объяснил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. — Насколько я знаю, делают они это мирным путем, без использования насилия. Разговоры о том, что кто-то кого-то побил пока не получили документального подтверждения».
Храмы раздора
Борцы за «Торфянку» не одиноки в своем недовольстве. Против «рейдерского захвата природных территорий общего пользования» на бульваре Белопольского выступают жители района Ясенево. По словам активиста Елены Локтевой, там находится «запечатанный приток Битцы» и в случае строительства «поплывет почва».
Сложная ситуация сохраняется на Ходынке, где ранее активистам удалось добиться уменьшения территории, отдаваемой под застройку. «Туда приезжали префекты, работники управы. Там чуть ли ни аллея героев ДНР была высажена. Делается все, что только возможно, чтобы узаконить в глазах общественности захват будущей территории парка», — рассказал координатор движения «За парк» Андрей Быстров.
«Я, может, тоже против гомосексуальных браков»
Как православные священники относятся к скандалам вокруг РПЦ
Не нравится местным жителям и временная часовня, выстроенная на бывшей взлетной полосе аэродрома. По словам Быстрова, строение по всем документам проходит как самострой, и Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) неоднократно возбуждало административное производство по этому вопросу.
«Не проходили ни общественные слушания, ни обсуждения проекта с гражданами. То есть легальных оснований для строительства капитального сооружения вообще нет, — говорит Быстров. — Там есть участок в 0,5 гектаров, выделенных непонятным способом. Но огороженная территория заметно превышает эту площадь. Есть риск, что это будет полноценный храмовый комплекс, возводимый на незаконных основаниях». Он добавил, что с реализацией программы «200 храмов» паркозащитникам бороться гораздо сложней, чем с коммерческой застройкой, потому что проект имеет своих лоббистов на самом высоком уровне.
Свои против чужих
При этом в РПЦ уверены, что на самом деле противников строительства храмов в столице немного. Помимо местных жителей, которых волнует вопрос экологии, по словам Чаплина, в Москве действует организованная «группа активистов, которая переезжает из одного района в другой» и выступает против строительства в принципе, согласуя свои действия через интернет. По версии активистов «Сорока сороков» против строительства церквей выступают представители ЛГБТ-сообщества, желающие устроить в Москве локальный майдан.
Однако защитники «Торфянки» уверяют, что в протесте участвуют обычные местные жители: в дневных дозорах сидят
бабушки с внуками, забросившие дачи, вечерами собирается молодежь. Юридическую поддержку паркозащитникам оказывают муниципальные депутаты и активисты движения «За парк».
«Дикость Москвы в том, что порой ты не знаешь, кто живет в твоем подъезде. Сейчас мы все перезнакомились, мы все друг друга знаем. Теперь заходишь в любой магазин — все привет, как дела. Я знаю точно, где гуляет мой сын с няней, как он был одет, что ему купили. Это огромный плюс произошедшего. В остальном очень печально, что на нас плюют каждый день, на людей, которые десятилетиями гуляют в этом парке», — заметила Мальсагова.
На момент начала действия программы в столице действовали 894 храма. При этом патриарх Кирилл утверждал, что для Москвы возведения 200 или 380 храмов, как было предложено в 2014 году, будет недостаточно. Чтобы достичь среднероссийского значения — 11,2 тысячи человек на один приход — нужно построить 591 новую церковь.
Александра Федотова
Источник «Они плюют на нас каждый день»