По святым местам: чем живет единственный храм Чернобыля (фото)
Ильинский кафедральный собор. Местные строили его сами — они очень гордятся им и своим хозяйством.
Пожалуй, это единственный храм в Украине, перед посещением которого у вас потребуют паспорт и попросят подписать бумагу о том, что вы будете вести себя прилично, не станете есть землю, пить воду из реки или купаться в ней.
В зоне отчуждения свои законы. Каждый год в праздник пророка Илии Чернобыль оживает, а в единственном действующем тут храме — Ильинской церкви — с 8:00 начинается праздничная служба. Бывшие чернобыльцы и паломники приезжают сюда с детьми. Несмотря на закрытость территории, бывшие жители региона именно тут крестят своих деток и приезжают каждый год на храмовый праздник, чтобы исповедаться и причаститься. Радиации здесь не боятся — освященную батюшкой Николаем воду набирают большими бутылками, чтобы увезти с собой. "Это нам для того, чтобы подзарядиться и не болеть", — говорят верующие.
Благо. Митрополит Чернобыльский благословляет настоятеля храма.
ГДЕ ПУП ЗАРЫТ. "Меня сюда как магнитом тянет! — говорит Мария, жительница Чернобыля, которая теперь живет в селе под Киевом. — Сколько церквей в Киеве и вообще в Украине, а здесь мне лучше всего. Стараюсь приезжать в Чернобыль каждый год на "гробки" и на храмовый праздник. Наведываемся и в старый дом: в нашем селе никто не живет, все заросло, но наша хата стоит". Чернобыльцы признаются, что с каждым годом людей на праздник пророка Илии приезжает все меньше. "Думаю, это связано с кризисом, ведь большинство из тех, кто здесь жил, теперь на пенсии, и поездка в Чернобыль им уже не по карману, — говорит старожил города Галина Волошина. — Но есть и энтузиасты! Вот, например, женщина, которая приезжает сюда из Днепропетровска в отпуск. Все на море, а она в Чернобыль". "Только я до этого порядок навожу в родном доме, а уж потом и отдохнуть можно, — дополняет Наталья Ивановна, та самая энтузиастка из Днепропетровска. — Каждый год приезжаю сюда на месяц или два. Тут своего ребенка крестила. Без Чернобыля не могу: тут мой пуп зарыт. Приезжаю — и снова оживаю, и снова счастлива! У меня, к слову, дозиметр всегда с собой — в моем огороде в старом доме всего 16 микрорентген! Меньше, чем на Крещатике в Киеве".
Крестный ход. Троекратный обход вокруг церкви после службы.
КРЕПОСТЬ НА ЯЙЦАХ. Ильинская церковь для чернобыльцев — особое место. Когда в 1937 году коммунисты хотели взорвать храм, жители зашли внутрь, легли на пол и сказали: "Взрывайте вместе с нами". Те стали взрывать, а храм стоит — не берет его взрывчатка. "Его строили несколько поколений чернобыльцев. Цемент был изготовлен по древней технологии — на куриных яйцах, — говорит Наталья Ивановна. — Мой дед рассказывал, что его отец, как и остальные жители, носил сюда яйца как налог, десятину. Они добавлялись в цементный раствор при строительстве — яйца его очень укрепляли. Потому, когда храм пытались взорвать, у них ничего и не получилось. Вообще эта древняя земля много чего в себе хранит. Как-то, помню, помогала покойной матушке Любе, жене настоятеля храма, убрать бурьян и нашла монету, датируемую 1736 годом. Только вот номинал поначалу не могла разобрать. Уже в Днепропетровске мне историки из университета рассказали, что это полушка — самая мелкая монета в XVIII веке. Деды наши рассказывали, что храм был на этом месте испокон веков и прежде был деревянным".
На службе. Внутри храма царит благоговение.
АВАРИЯ. "Храм построен в 1779 году, но считается, что он здесь стоял столько, сколько существует Чернобыль — более 800 лет, — говорит уроженец Чернобыля, владыка Никодим, архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский. — Кстати, когда был взрыв на ЧАЭС, на территории Ильинского храма убийственного радиационного фона не было. Такое вот было чудо после молитв верующих. Несмотря на это, в 1986 году батюшку-настоятеля эвакуировали вместе со всеми. Только люди все равно возвращались. А некоторые вообще отсюда не уезжали, несмотря на запреты".
"Мне предложили переехать в Днепродзержинск, где радиации в сто раз больше, — добавляет местная активистка Галина Волошина. — Я с детьми никуда не поехала. Чего только с нами ни делали: год измором брали, отключали нам свет и воду. С трудом удалось сохранить работу, которая давала возможность въезжать и выезжать, привозить продукты. Это сейчас у нас и магазины есть, и даже ресторан. А в 1986-м сложно было, но мы выжили — нас таких не больше ста человек было. В 1987 году стало полегче: многие вернулись, и к 1990-му нас было уже около трехсот. Едим все со своих огородов, пьем воду. Никакой радиации тут нет, ни у кого из нас нет групп инвалидности. Хотя многие приезжали сюда на неделю-две — и получали "группу" и льготы. Нам этого не надо — лишь бы жить на родной земле".
Обед. После службы всех накормили едой из столовой.
СПАСЕНИЕ ОТ МАРОДЕРОВ. Старожилы рассказывают, как после катастрофы храм много раз пытались ограбить. "Четыре года мы охраняли его сами, даже устанавливали ночные дежурства по очереди, — вспоминает Галина Волошина. — Днем убирали, по праздникам даже молебен проводили как могли. Церковные служители боялись сюда возвращаться, да и не пускали их. А в 90-х добились, чтобы храм поставили под сигнализацию".
Тогда же жители обнаружили, что крыша храма стала течь. После многочисленных просьб им выделили немного денег на ремонт. Нынешний настоятель храма, отец Николай, тогда был еще мирским человеком. Он приехал, чтобы отремонтировать крышу, но жители так прикипели к нему, что попросили остаться и стать местным батюшкой. Тот взял церковь в свои руки, получил благословение церкви, пошел учиться. "Даже после того, как в 1991 году храм открыли, мы еще долго вели службы в сарайчике — нам не выдавали ключи от храма 8 лет! — вспоминает отец Николай, настоятель кафедрального собора пророка Илии в Чернобыле. — П
олноценные реставрации начались в 1998 году, после которых храм стал таким, каким вы видите его сейчас".
Вода. Пользуется популярностью — ее не всем хватает.
КОЛОКОЛА. На 25-летие Чернобыльской аварии власти подарили церкви новую колокольню. А до этого на верхушке храма звонили... в пустые газовые баллоны. "Да-да, представляете? Когда мы забрались на старую колокольню, то увидели, что в куполе церкви были не колокола, а большие пустые жестянки. Кто их установил, уже не узнать. А мы понять не могли, почему звук такой странный", — вспоминают старожилы. Еще один символический колокол находится в церковном саду. Называется он "Колокол скорби". Табличка указывает: "Остановись и склони голову. Перед тобой древлянская земля с горечью ядерной катастрофы. Перед народом, который жил тут веками и как песок рассыпался по всему свету. Боже, помоги нам, грешным, справиться с этой бедой!". В него не звонят, у него лишь стоят и молятся.
СВЯТЫНИ. Главная древняя святыня собора пророка Илии — икона святителя Николая — не раз спасала Чернобыль от пожаров. "Ее принесла бабушка из села Ильинцы и попросила сохранить в церкви, — вспоминают старожилы. — Когда у нас появился батюшка, мы поставили ее в храме в рамочку красивую. Она стала нашим ангелом-хранителем, причем потом приобрела такой авторитет, что теперь путешествует по всей стране". Есть в храме и две новые иконы — "Явление Богородицы в Чернобыле" и "Чернобыльский спас". "Явление" написано по воспоминаниям тех, кто видел в апреле 1976 года "звезду-полынь" и силуэт Богоматери в небе. Икона "Чернобыльский спас" несколько раз явилась во сне Юрию Андрееву, президенту союза "Чернобыль Украины", специалисту по ядерной энергетике. Уникальность ее в том, что на ней вместе с ликами святых изображены люди.
"Эта земля — под покровом Илии"
"Я каждый год стараюсь посетить эту Богом благословенную и вместе с тем печальную землю, и еду сюда одновременно с радостью и огромной болью в сердце, — говорит владыка Павел, который в 2010 году стал митрополитом Чернобыльским. — Я благодарю Бога, что сегодня действует кафедральный собор пророка Илии в Чернобыле, этот древний намоленный храм. Его история перекликается с историей жизни пророка Илии, который обличал израильский народ, отошедший от Бога, предрекал трехлетнюю засуху, и вынужден был жить в пустыне. Молитвенным покровом пророка Ильи покрыта земля Чернобыльская. Пророк Илья через эту катастрофу показал, как опасно отступать от Бога и как в один миг населенная земля может стать пустыней".
Икона "Чернобыльский спас" явилась во снах экс-оператору ЧАЭС
Юрий Андреев, руководивший 26 апреля 1986 года сменой операторов ЧАЭС, как-то спросил у блаженнейшего митрополита Владимира: "А не будет ли ересью создать икону, где возле Спасителя будут и ликвидаторы аварии?". Оказалось, такая икона несколько раз являлась ему во сне. Блаженнейший благословил написание "Чернобыльского спаса". В ней множество символов, есть и образы людей-спасателей. Эта икона часто путешествует по стране, при ее помощи совершается множество чудес.
Икона Святителя Николая спасает Чернобыль от пожаров
Упоминается еще в XVIII столетии как "Икона, исцеляющая многих". После аварии в храм повадились мародеры. Однако подойдя к иконе, они вдруг увидели перед собой лик живого человека, и в страхе убежали, приняв его за охранника. А еще икона не раз спасала город от пожаров. Как в 1989, так и в этом году жители устраивали крестный ход с иконой в руках, и уже на следующий день пожар затухал. Колокольчики в киоте по бокам иконы — символ чернобыльских храмов, исчезнувших с лица земли.
"Явление Богородицы жителям Чернобыля перед аварией"
Эта икона написана после рассказов очевидцев, которые наблюдали, как на небе появился силуэт в виде Оранты и благословил Ильинский храм. Событие, случившееся 26 апреля 1976 года, было предупреждением о катастрофе. На иконе изображена Богородица и ангелы, которые защищают Свято-Ильинский храм. Чернобыльцы говорят, что во время аварии на территории храма действительно не было смертельно опасной дозы радиации.
"Я видел падающую с неба полынь"
— Отец Николай, жители говорят, что сами выбрали вас батюшкой, еще когда вы были строителем. Это так?
— Да, я местный, чернобылец, которого в 1986-м выселили. Вместо чернобыльцев мы стали самоселами — и это в родных домах! Как и многие, я под любым предлогом старался сюда вернуться, несмотря на то что получил хорошую работу в столице (ремонтником в транспортном депо) и квартиру под Киевом. Мы приезжали в Чернобыль на гробки и, конечно, шли к храму. Каждый год я наблюдал, как храм все больше рассыпается, кресты покосились, крыша течет. Думаю — совсем беда. Пришел в местную администрацию, попросил о ремонте крыши. Власти пожали плечами: если сами организуете, мы не против. Я сначала собрал большую бригаду строителей. Но когда стало ясно, что заплатят копейки, большинство быстро отсеялось. Более того, мне даже пришлось им со своего кармана денег дать, чтобы домой смогли уехать! А я остался.
— Решили восстанавливать храм своими силами?
— А что делать? Крыша же течет! У меня душа болела. Когда обратился в митрополия, мне честно сказали: в Чернобыле служить боятся, не хотите ли вы принять сан? Мой дед был в храме священником до 1927 года, пока его не забрали НКВД и не расстреляли. Я представил, что бы он мне сказал, если бы увидел храм в таком состоянии, — и не по себе стало. Потому и согласился, забрал жену с детьми и вернулся домой. Местные жители во всем нам помогали. За 18 лет уже всякое было, но я ни минуты не пожалел о своем выборе.
— Люди, живущие в зоне отчуждения, чем-то отличаются от жителей других городов?
— Могу сказать точно — это ревнители своей земли. Чужака, у которого, как у нас говорят, не захоронен здесь пуп, они бы в свой храм не приняли. Здесь землячество очень сильно.
— Как выходец из этих мест, вы, может быть, тоже помните явление Богородицы, которое называют "Звездой полынь"?
— Я был свидетелем тому явлению! Это случилось за 10 лет до катастрофы. Помню, как, ни с того ни с сего, началась гроза — и это в апреле! В грозовом небе появился силуэт женщины — минуты две-три он то являлся, то исчезал. Я видел, как женщина перекрестила двумя руками нашу церковь, а потом с неба посыпалась полынь. Кстати, о том событии написала местная газета "Прапор перемоги" под заголовком "Выдумки церковников", но главное, что факт зафиксировали. Наш отец Александр (Прокопенко) говорил: "Плохой знак — может, неурожайный год будет? Но вот так перекрестить может только Богородица".
— А почему полынь сыпалась, как думаете?
— Полынь вообще символ Господних наказаний. Словосочетание "Звезда полынь" упоминается и в Ветхом Завете, и в откровениях Иоанна Богослова: "Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки". Здесь, в Чернобыле, мы верим, что упавшая на землю полынь в 1976 году для нас была предупреждением Богородицы о будущей ужасной катастрофе. Это событие отражено в иконе "Явление Пресвятой Богородицы жителям Чернобыля перед аварией".
— Отец Николай, говорят, в Чернобыле есть еще два храма. Это так?
— Да, но там нет ни одной живой души на 30 километров. Мы приезжаем туда служить в храмовые праздники — на дни архистратига Михаила и Казанской иконы Богородицы. Мало того, храм Казанской иконы Богородицы — не просто храм: там был монастырь. Туда еще могут вернуться люди. Там уровнь радиации ниже, чем в Киеве.
— Не пугает ли вас радиация?
— Верующим в этом плане проще: дла нас все — промысел Божий. Как Бог даст, так и будет. Потому перед едой мы обычно говорим: "Господи, благослови", крестим еду и ничего не боимся — ни микробов, ни радиации. И чувствуем себя прекрасно, чего и вам желаем!
Настоятель. К отцу Николаю приходят за советом и военные.