Прогулка по улице Большая Арнаутская в Одессе
В помпезном четырехэтажном доме на углу Канатной и Большой Арнаутской когда-то жила семья Верготи, которая держала пекарню. Фото: Соцсети
По одной из легенд, Большая Арнаутская улица появилась на месте албанской слободы (арнауты — субэтническая группа албан), чьи жители сбежали в Одессу от турецкого нашествия. На Большой Арнаутской якобы селились высокие албанцы, а на Малой — низкие. На этой улице проходили первые конные трамваи, располагались недорогие меблированные комнаты (их называли "меблирашками") и второразрядные гостиницы, в которых, если верить газетам начала ХХ века "царили разварат, пьянство и разгул". Тут же появился один из первых громкоговорителей в Южной Пальмире и располагались мраморные мастерские, канатная фабрика, пекарни и торговые лавки.
В белошвейки за 6 рублей в год
Еще в начале ХХ века улочка начиналась с Большеарнаутского народного училища. В следующем доме за учреждением располагалось и Женское профессиональное училище Бродского. Его основатель пожертвовал на новое учебное заведение 15 тысяч рублей, а ученицы, будущие белошвейки, модистки, перчаточницы и картонажницы (они изготовляли изящные коробочки для кондитерских изделий, дамских шляпок) платили за обучение всего шесть рублей в год. А вот позади Женского училища когда-то изготовляли аппараты для очистки вина и спирта, а также была фабрика минеральной воды.
Латынь Барчуков и конфеты любимой
Рядом с училищем когда-то находилась престижная гимназия Панченко, где изучали математику, физику, латынь и другие языки, природоведение и географию. Барчуки-гимназисты нередко засматривались на воспитанниц соседнего учреждения. Наверняка эти стены до сих пор помнят истории о неравной любви. Те, у кого были деньги, могли купить своей пассии коробочку конфет, ведь на месте серых монументальных зданий, которые сейчас простираются от Канатного переулка до улицы Вячеслава Черновола, в 1900-х работала конфетная и пряничная фабрика Вайнгурта.
Пивнушка в женском училище
Если пройти немного вперед и пересечь улицу Вячеслава Черновола, вы окажетесь у серого здания в три этажа с разнообразными округлыми и прямоугольными окнами, одно из которых обрамлено гирляндой. В 1913 году это было административное здание фабрики Зур и Кайзер. Как отмечают краеведы, по этому же адресу располагался торговый дом "Михаил Розентовер и Ко", где продавали апельсины и лимоны, железо, картон, кожу, колониальные товары, растительные масла и многое другое. А еще раньше на этом месте стоял дом счетчика статистического бюро городской управы Запольского и книжная лавка Мойше-Матус Кисилив Шехтер. А в соседнем доме в 1880-е годы располагалось женское еврейское училище Авраама Белоцерковского и пивная лавочка торгового дома "Ф. Енни и Ко".
Лечили болезни и торговали кожей
Еще в нескольких метрах, по правую сторону Большой Арнаутской, покосился небольшой двухэтажный дом — он расположен почти на углу с улицей Канатной. Здание венчает маскарон в виде женской головы над ажурными воротами, на которых обозначен год постройки — 1881. Как пишет краевед Юрий Парамонов, в начале прошлого века тут жил врач, лечивший болезни желудка, Бихман. Помимо жилых квартир, были тут и бакалейные магазины и торговцы кожей. Например, продажей мануфактуры занималось торгово-промышленное товарищество "Пташникова наследники" — их сеть магазинов растянулась от Варшавы до Владивостока.
Винный погребок и ворота Файнлейбов
В помпезном четырехэтажном доме на углу Канатной и Большой Арнаутской когда-то жила семья Верготи, которая держала пекарню. Тут же находился и их магазин. С 1910 года, помимо пекарни, в доме работала "лечебница для приходящих больных по всем специальностям", где врачи брали по 50 копеек за один совет, и винный погребок купца Ушера Барского. В следующем доме, где проживало еврейское семейство Файнлейб, стоит обратить внимание на исторические кованые ворота и парадную лестницу, которая не менялась с момента постройки дома в 1830-х годах. Семья сдавала комнаты военнослужащим, фельдшерам, акушерам и торговцам.
Ну очень медицинский дом
Еще через пару домов, по той же стороне улицы, расположился роскошный четырехэтажный дом из красного кирпича с многочисленными арками и ажурными перилами на балконах. При входе в само здание можно наступить на надпись "Salve", что в переводе с итальянского значит "мазь". Тут когда-то жил хирург, специализирующийся по внутренним болезням, Елисей Волянский. Его соседом был депутат Госдумы ветеринарный врач Алексей Никольский. Тут же работали зубной врач, акушерка и массажистка, а также располагался магазин санитарных принадлежностей. А еще ранее на этом месте находилось частное женское училище третьего разряда.
Дом массажисток и мясника Шойхета
Напротив доходного дома Мавроматиса расположился один из самых протяженных домов на Большой Арнаутской — длиной около 54 метров! С первого взгляда здание кажется одноэтажным, но отверстия над окнами свидетельствуют о том, что на чердаке оборудована дополнительная жилплощадь. Возможно, именно в такой комнатушке ютился герой Достоевского Раскольников, ну а в Одессе, по словам краеведа Юрия Парамонова, в них жили массажистки: Рухля Рахновская и родственницы Ривка и Сура Сахновская. Они проводили свои лечебные процедуры как у себя дома, так и в жилищах пациентов. Стоит ли упоминать, что не все жильцы относились к их работе однозначно. В этом же доме находился мясной магазин Иты Шойхета, а также лавки торговца бутылками Кеслера и прачечная Трейстмана.