"Власти стали наращивать градус репрессий": соратник Навального пожаловался на преследования оппозиции
Президент России Владимир Путин, по мнению зарубежных СМИ, осложняет жизнь даже тем российским оппозиционерам, которые вынуждены были эмигрировать,- в частности, соратнику Алексея Навального Владимиру Ашуркову и его гражданской жене Александрине Маркво, которые были объявлены Россией в розыск. По словам Ашуркова, если Интерпол даст "красное уведомление", позволяющее арестовать Александрину до того, как они получат политическое убежище в Великобритании, их ждет "кошмарный сценарий, при котором Россия станет требовать экстрадиции, Александрину задержат в Великобритании или даже вышлют в Россию". Об этом он рассказал в интервью журналисту Newsweek Бену Джуду, которое было опубликовано 18 марта.
"Образ невиновной женщины, матери 9-месячного ребенка, за которой они гоняются по всему миру, нужен им для того, чтобы подать сигнал: "Для нас не существует никаких границ. В преследовании наших оппонентов мы не остановимся ни перед чем". Суть в жестокости, в абсурдности всего этого", - цитирует оппозиционера InoPressa со ссылкой на издание. Владимир Ашурков уверен, что таким образом российская власть пытается наказать Алексея Навального - путем преследования членов его семьи и соратников.
Впервые Ашурков и Маркво поняли, что находятся в серьезной опасности, когда ранним утром в марте 2014 года 10 мужчин ворвались к ним в квартиру, пишет Newsweek. Затем их обоих - и оппозиционера, и его жену, находящуюся на 8 месяце беременности, - доставили на допрос. После этого Ашуркова, Константина Янаскауса и Николая Ляскина обвинили в мошенничестве в ходе избирательной кампании Навального. Ашурков и Маркво уехали из страны и попросили политического убежища в Великобритании в июле 2014 года.
По словам Александрины Маркво, она никогда не думала, что обеспечит работой столько сотрудников Следственного комитета. Также она призналась, что ей сложно привыкнуть к положению беженки и отсутствию возможности вернуться в свою страну. Ее дело - это возможность "изводить либеральную интеллигенцию", уверена жена Ашуркова. Напомним, что дело Маркво началось в ноябре 2014 года с материала Lifenews о том, что мэрия Москвы якобы тайно финансировала предвыборную кампанию Алексея Навального через компанию "Бюро-17" гражданской жены его соратника Владимира Ашуркова. С 2012 года она якобы заработала на государственных тендерах 100 миллионов рублей, в том числе, по версии следствия, и мошенническим путем, а затем перевела эти деньги через аффилированные счета Навальному.
Newsweek отмечает, что Кремль совершенствуется в искусстве фабрикации уголовных дел. Их цель, по мнению издания, не походить на реалистичные и тем более убедительные, а суметь привлечь к делу и обвинить как можно больше людей. Власти, пишет издание, объявили войну российской оппозиции после убийства Бориса Немцова. Последний раз Владимир Ашурков общался с убитым в апреле 2014 года в Израиле - тогда Немцов ожидал, что против него тоже будет возбуждено уголовное дело. Однако все обернулось гораздо хуже, и Ашурков уверен, что дело не обошлось без участия российских спецслужб.
Никто из оппозиционеров не может чувствовать себя в безопасности - это чувство недоступно также и их близким. "Это нечто новое, - заявляет Владимир Ашурков. - Раньше власти никогда не травили членов семей своих врагов. Преследуя Михаила Ходорковского, Путин за все десять лет тюремного срока [Ходорковского] ни разу не тронул его жену и детей. Ходорковский даже благодарил его за то, что он их не трогает. Но теперь эти правила отметены. С началом кризиса на Украине и на фоне экономического спада последних месяцев власти стали последовательно наращивать градус репрессий".
В декабре 2014 года СК возбудил уголовное дело о мошенничестве против Маркво. Помимо прочего, следователи сочли подозрительным, что в организованных ею мероприятиях (например, литературных чтениях) принимали участие писатели и представители творческой интеллигенции, которые почему-то все оказались членами оппозиционных организаций. Писателей тут же начали вызывать на допросы, однако Лев Рубинштейн отказался отвечать, ссылаясь на статью 51 Конституции, позволяющую не давать показания против себя и своих родных, а Виктор Шендерович не явился, поскольку ему повестка не была передана лично. В международный розыск Александрину Маркво объявили 13 февраля 2015 года, заочно арестовали 16 февраля, а объявили в розыск по линии Интерпола - 5 марта. Самого Ашуркова объявили в федеральный розыск 30 июля 2014 года. Он попросил политического убежища в Великобритании 6 октября 2014 года.
Владимир Ашурков и Александрина Маркво уверены, что их эмиграция временна. "Этот режим не может стоять вечно", - убеждены они.