Блог: Лукашенко смотрит на Запад
Причем, обычно, после резких националистических заявлений он делает противоположные. Но чем дольше продолжается война в Украине, тем упорней Лукашенко смотрит на Запад.
Судите сами, на своей расширенной пресс-конференции в конце января Лукашенко прямо заявил: мы не русский мир. "Есть отдельные умники, которые заявляют, что Беларусь это, как они говорят, часть русского мира и чуть ли не России. Забудьте. Беларусь суверенное и независимое государство, – цитирует Лукашенко "Интерфакс". – Мы заставим любого уважать наш суверенитет и независимость, кто помышляет, что не было, мол, такой страны. Не было, а сейчас есть, и с этим надо считаться".
На этом же мероприятии бацька заверил, что и покинуть ЕврАзЭС его стране не составляет большого труда: "Если договоренности, которых мы достигли, будут соблюдаться, мы будем свято исполнять все, что касается ЕврАзЭС. Если не будут соблюдаться, мы оставляем за собой право вплоть до выхода из этого союза".
На каком-то этапе процесс поворота задом к "русскому миру" дошел до того, что "независимости" потребовала церковь Беларуси. В конце 2014 года духовенство Минской митрополии обратилось к патриарху РПЦ Кириллу с просьбой о предоставлении православной церкви в Беларуси самоуправления. Через месяц белорусы от этого отказались: видимо, оказался фальстарт. "Я как епархиальный архиерей, как экзарх, принял решение этот вопрос снять с повестки дня. Пользуясь возможностью, всем хочу сказать, друзья, давайте перестанем волноваться, обсуждать эту тему. Этот вопрос на неопределенное время надо закрыть. Тема снимается с повестки дня. В ближайшие 25-ть, а может и 50 лет возвращаться, наверное, не будем", – заявил в эфире телеканала ОНТ митрополит Минский и Заславский Павел, патриарший экзарх всея Беларуси. Можно только представить, чего стоило для МПЦ такое заверение в вечном единстве со стороны митрополита Минского и Заславского.
Еще одна тенденция, которая просматривается в сегодняшней белорусской жизни – всесторонняя поддержка белорусской культуры и языка. Опять таки в январе на встрече с молодежью Лукашенко заявил: " Культура – вот что делает белоруса белорусом, а не просто "тутэйшым", в какой бы точке земного шара он ни находился. Не только наше богатейшее наследие: литература, музыка, архитектура – но и язык, который мы должны знать, история, которую мы должны помнить, и ценности, которые мы должны уважать". Чуть позже Глава Конституционного суда Беларуси Петр Миклашевич подготовил послание президенту, в котором предложил принять законы о ведении судопроизводства не только на русском, но и на белорусском языке…
К февралю бацька подошел уже с мыслью, что они – европейцы. "Мы предстали перед гостями (имеется в виду чемпионат мира по хоккею, который в мае 2014 года прошел в Минске) как самобытнейший европейский народ", – сказал президент на одной из встреч с народом. С этого момента, можно предположить, и началось движение Минска в сторону Брюсселя. Пока на уровне заявлений, пока в поисках возможных партнеров, ведь помимо Москвы, Лукашенко нужно преодолеть еще и неприятие лично себя в ЕС, где его считают не иначе как диктатором.
Работа кипит. Лукашенко начал проводить более частные встречи с представителями европейских стран, во время которых заверяет в европейских намерениях своей страны. В пятницу, 20 февраля он провел переговоры с министром иностранных дел Латвии Эдгарсом Ринкевичсем, во время которых твердо так, как раньше заверял о единстве со странами СНГ: "Мы всегда заявляли и говорили: при том, что у нас очень дружеские отношения с соседями – Россией, Латвией, Литвой, Польшей, Украиной – мы видим технологический Запад, который нам очень нужен. Запад, обладающий ресурсами. Мы очень много заимствуем там средств под конкретные проекты по западным технологиям. – Поэтому если Латвия поможет нам еще больше сблизиться с ЕС в период своего председательства, мы вам будем очень благодарны".
Собственно, Лукашенко надо смотреть на Запад из совершенно прагматичных соображений. Санкции, которыми Запад обложил Россию, ударяют не только по российской экономике. Все, что экономически связано с Москвой, ощущает на себе не только падение товарооборота с "большим братом", но и переживает рост курса доллара-евро. Беларусь, как и Россия, плавно опускает свою нацвалюту, а вот тот же Казахстан и Азербайджан, например, держали старые курсы как могли, и в феврале потеряли в стоимости сразу по 20%.
Товарооборот между Минском и Москвой не спасает даже перепродажа под видом "местного производителя" запрещенной в РФ продукции европейских стран. Во-первых, смекалистые россияне на каждую идею белорусов накладывают новый запрет. Во-вторых, из-за нехватки западных комплектующих, в России начинают закрываться крупные предприятия – растет безработица, а покупательская способность местных жителей падает. Согласно статистическим данным за 2014 год, обнародованным замминистра экономического развития РФ Алексеем Лихачевым, товарооборот со странами Таможенного Союза у них уменьшился на 7%. На Беларусь пришлось 4% снижение. Свежей статистики пока нет, но очевидно, что страна сильно много не заработает на российском рынке, а в тисках ТС еще и не в состоянии произвести экономические реформы на свое усмотрение, чтобы защитить родного производителя. Москва не дала Минску даже обезопасить свой автомобильный рынок, на котором благодаря падению рубля, очень выгодно оказалось торговать российским продавцам. На разнице в курсе доллара они выигрывают более 20% стоимости машины.
В общем, как дальше будет вести себя Беларусь, покажет время. Правда, определиться ей придется до ноября, когда в стране намечено очередное переизбрание Лукашенко на очередной президентский срок.