Майкл Кофман: Если конфликт на Донбассе остановить сейчас, Украина сможет развиваться
Фото: wilsoncenter.org
О том, как Украине выйти из существующего кризиса и что об этом говорят в США "Сегодня.ua" рассказал эксперт Академии государственной политики при Институте Кеннана Майкл Кофман. Много лет он работал в Национальном университете обороны, одновременно являясь советником правительственных чиновников по вопросам России и Евразии. Неоднократно представлял Департамент обороны США в вопросах России и Пакистана.
- В среду СНБО решил ввести в Украину миротворческий контингент. Насколько реален такой поворот событий?
- Миротворцев я там не вижу, это слишком рискованно и никто не хочет отправлять туда своих солдат. Нужно понимать, что в реальности этого не будет. Что могут сделать США и Европа – это оказать реальную финансовую поддержку Украине, не несколько миллионов – а десятки миллиардов. Мы слышали недавнее заявление МВФ о выделении очередного кредита в 40 млрд., а мы знаем, что в основном там средства США. Думаю, ЕС и США будут поддерживать Украину еще долго, но мы конечно будем ставить условия, так как хотим видеть, как Киев проводит реформы. Он их проводит, но самые тяжелые еще впереди. То есть пока мы занимаемся рамкой, а нам нужно еще дойти до картины, мы хотим ее полного изменения и это, скорее всего, будет в этом году.
- Но Россия, вероятно, будет всячески этому противостоять…
- Может ли помешать этому Россия? Она на самом деле тоже хочет, чтобы конфликт был заморожен, так как западные санкции ей обходятся очень дорого. Что бы они ни говорили, санкции это очень медленный инструмент, но очень действенный. И они сработают.
Я думаю, что договор "Минск-2" будет соблюдаться, пусть и не полностью.
Говорят, что он очень положительный для России, но гораздо более положительный он все-таки для Украины. Поскольку продолжение войны означает конец всего этого экономического и политического проекта, по проведению реформ, который Запад начал в Украине. Я думаю, что в Москве готовы заморозить конфликт. Мы видим, что они тоже идут на уступки: к примеру, их самое противоречивое требования – провести федерализацию Украины. Они поняли, что оно нереально и вообще его бросили. Да, в случае заморозки конфликта у России останутся подконтрольные территории, которые, она будет держать, как стратегические крюки, за которые, в случае, надобности будет дергать. Если будут проблемы, они будут развивать конфликт, чтобы Украине было больно. Тем не менее, если конфликт остановить на данном этапе, Украина сможет развиваться. Пока оставить эту часть Донбасса, и потом к ней вернуться.
- То есть по примеру Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии?
- По примеру Приднестровья больше, чем по примеру Южной Осетии и Абхазии. Но многое еще зависит от людей. Поскольку мы видим часть украинского общества, которое настроено на войну. Мы понимаем, что Украине военными методами не выиграть и ситуация в Дебальцево стала тому подтверждением. Это можно назвать военной катастрофой, бессмысленные потери. В таком полувоенном окружении они пошли на Минские переговоры, при этом никак не договорившись о судьбе своих солдат.
А мы знаем, что одно из главных требований России было сдать Дебальцево и было понятно, что его все равно возьмут. Для этого и отодвинули перемирие.
- Если Россия готова заморозить конфликт, зачем ей провоцировать с Дебальцево?
- Да, они хотят сделать новое Приднестровье, но для этого им нужно "дойти". У них есть несколько стратегических городов, которые они хотят контролировать. И Дебальцево один из них. Плюс в Украине представляют все так, что Россия имеет полный контроль над боевиками. Но это не правда, у нее есть проблемы и для того, чтобы этот контроль усилить, нужны территории.
Второй вопрос, захотят ли они пойти дальше – на Славянск, Мариуполь, Краматорск. Я думаю, что нет. Потому, что Мариуполь – как красная кнопка, с него пойдут новые санкции. Они понимают, что для Запада это "красная линия".
- Запад об этом открыто говорит?
- Нет, но это видно. Потому, что Москва себя ведет аккуратно. И это многих раздражает в самой России. Там есть реальные националисты, которые считают, что Путин нерешительно подходит к Украине, экономит силу и так далее. Есть определенная часть людей, которые говорят о том, что России нужно дать Украине "по голове молотком", разбить всю армию за неделю-две. И все! Но в России понимают, что может после этого произойти с Западом. Они реально боятся не наших военных средств, они боятся экономических средств. Это их слабость и наша сила! Они понимают, что экономически мы их можем задушить.
- Как это было при Холодной Войне?
- Нет.