Прокурорский раздор и дата начала российской агрессии. Как прошел день в Раде
Фото Н. Лазаренко
Верховная Рада на пленарном заседании во вторник, 21 апреля по инициативе Блока Петра Порошенко отсрочила на два с половиной месяца вступление в силу закона "О прокуратуре" – соответствующий документ (№2665) был предложен лидером БПП Юрием Луценко и еще двумя его коллегами – нардепами Александром Грановским и Сергеем Алексеевым. В поддержку решения высказалось 249 депутатов.
Таким образом, принятый минувшей осенью закон "О прокуратуре", который должен был вступить в силу 25 апреля, реально заработает лишь после 15 июля.
Как рассказывали "Сегодня.ua" народные депутаты, споры вокруг данного закона продолжались весь день: он стоял в повестке с утра, но его отодвинули на вечер. В пропрезиденстком блоке не захотели забирать полномочия у Шокина, признают депутаты, что вызвало серьезный конфликт внутри коалиции.
ЗАКОН. В момент принятия закона о прокуратуре минувшей осенью его называли едва ли не самым прогрессивным, напоминает нам один из лидеров оппозиции, нардеп Александр Вилкул. "Приняли закон о прокуратуре, которому аплодировала вся Европа. Все говорили, что это самый демократический закон, который забирает у прокуратуры те функции, которые были у нее еще со старых, тоталитарных времен", – говорит он.
Изменения, и правда, предлагались крайне существенные. Так, в частности поддержанный нардепами в октябре 2014 года и вскоре подписанный президентом Петром Порошенко закон полностью отменял функции прокуратуры по надзору за соблюдением и применением законов (так называемый "общий надзор".)
Как подчеркивали тогда его авторы, фактически органы прокуратуры лишались полномочий по непосредственному вмешательству в деятельность граждан, частных предприятий и организаций вне сферы уголовного судопроизводства, в частности права беспрепятственного посещения помещений частных субъектов хозяйствования, требования и изъятия у указанных лиц документов, вызова и получения объяснений и т.п.
Еще одна ключевая норма: создание новой трехуровневой системы органов: Генеральная прокуратура Украины – региональные прокуратуры – местные прокуратуры. При этом предлагается ликвидировать специализированные прокуратуры (транспортные, военные, природоохранные), а также городские или районные в городах, районные или межрайонные прокуратуры там, где они действуют одновременно.
Наконец, закон серьезно повышал требование к профессиональной подготовке будущих гособвинителей (в том числе, специальный квалификационный экзамен, с анонимным тестированием и практическим заданием, а также необходимость минимального стажа в области права не менее 2-х лет).
НЕ РЕФОРМИРОВАЛИ. Предполагалось, что заработает новый закон "О прокуратуре" ровно спустя полгода после его принятия – именно такой срок был заложен в изначальной редакции документа.
Однако выяснилось, что за это время прокуратурой фактически не было проведено никакой подготовительной работы для начала системных реформ, в частности, для возможности изменить структуру. "Очень жаль, что прокуратурой, у которой было шесть месяцев с момента принятия этого закона, чтобы подготовиться к реформам, сделано этого так и не было", – сетует нардеп от "Батькивщины" Андрей Кожемякин.
Как настаивают БПП – если закон заработает сейчас, то работа прокуратуры фактически встанет. Так, по словам лидера пропрезидентской политсилы Юрия Луценко, если закон заработает через 4 дня, то случится "правовой казус", и моментально должны будут исчезнуть городские и районные прокуратуры, из-за чего нельзя будет сажать ни убийц, ни воров.
"Если он (закон – Ред.) вступит 25 апреля в законную силу, будет разбалансирована система государственного управления. Отменить надзор – это хорошо. Но в наших условиях есть определенные проблемы – исполнение закона с чиновничьей стороны, не совсем определена роль административной реформы. Как это будет работать, когда остается районный отдел милиции, суд, другие органы государственной власти. Это болезненные проблемные вопросы, которые должны быть урегулированы", – говорил ранее журналистам глава консультативного совета ГПУ Виталий Повх.
Наконец, на масштабную прокурорскую реформу банально нет денег: реализация его положений требует значительных расходов из государственного бюджета (так, например, по приблизительным расчетам на создание и обеспечение деятельности местных прокуратур понадобится около 40 миллионов гривен), – отмечают авторы законопроекта №2665.
РАЗДОР. В реальности же конфликт вокруг законопроекта заключался в том, что люди Порошенко в Верховной Раде фактически лоббировали сохранение привычной прокурорской вертикали – как удобно генпрокурору Виктору Шокину – человеку президента, – рассказывает "Сегодня.ua" один из народных депутатов.
Колебания, по его словам, были в коалиции у "Самопомощи", а также у части "Народного Фронта", говорит другой нардеп. Прямым текстом против отсрочки реформы прокуратуры выступил лидер Радикальной партии Олег Ляшко.
"На самом деле все дело в желании сохранить привычную жесткую вертикаль в ГПУ и нежелание расставаться с функциями надзора, которые этот закон предполагал забрать у прокуратуры. Именно в этом и заключается камень преткновения и конфликт, из-за которого БПП уже не в первый раз пытался продавить данный закон (об отсрочке изменений работы прокуратуры)", – говорит "Сегодня.ua" один из собеседников в Верховной Раде.
Напомним, что 9 апреля депутаты уже отказались отсрочить реформу прокуратуры, но тогда инициатива была еще более жесткой – до 1 января 2016 года.
"Большие фракции в парламенте пытаются "разменяться". Одни не голосуют за продление полномочий прокуратуры, за это другие не голосуют за создание следственной комиссии по коррупции в Кабмине", – отмечает, в свою очередь, Вилкул.
Впрочем, в БПП уверяли, что отсрочка прошлогоднего закона совершенно не означает полного отказа от реформирования прокуратуры, наоборот, часть реформаторских положений "перекочевало" в также инициированный Юрием Луценко законопроект №2667. "Это и есть настоящая реформа", – убеждал коллег нардеп.
Но в коалиции с этим моментально поспорили, обнажив серьезный конфликт внутри пропрезидентского большинства. В результате Олег Ляшко заявил, что слагает с себя полномочия координатора Совета коалиции в Верховной Раде, назвав ситуацию "блефом и обманом".
"Фактически этот закон сохраняет функции общего надзора! И почему-то норма о том, что генпрокурор отчитывается перед Верховной Радой, заменяется на норму, что он лишь "информирует". Непонятно, почему Рада сама себя принижает", – заявила с трибуны один из лидеров "Народного фронта" Виктория Сюмар.
В итоге Луценко был вынужден снять законопроект №2667, а Гройсман попытался уладить внутрикоалиционный конфликт, предложив коалиции выработать новый документ.
ЧТО ЕЩЕ? Пока же не утихали коалиционные страсти вокруг прокурорского закона, депутаты приняли целый ряд других инициатив. Так, в частности, пополнился список тех украинцев, которые освобождены от мобилизации – теперь к ним относятся и те, кто опекается детей-инвалидов.
Кроме того, Верховная Рада приняла постановление, в котором окончательно определилась с датой начала российской агрессии против Украины – это 20 февраля 2014 года. Кроме того, парламентарии вновь обратились к РФ с требованием начать реально выполнять Минские договоренности: немедленно освободить всех заложников, вывести всех своих наемников с украинской территории, отвести армию от границы, а также "немедленно вернуть Украине АР Крым и Севастополь".
"В случае отказа Российской Федерации от прекращения вооруженной агрессии против Украины Верховная Рада Украины призывает международное сообщество к ужесточению санкций в отношении РФ как государства-агрессора и ускорению предоставления Украине расширенной финансовой помощи и поставок оружия, учитывая, что противодействуя российской вооруженной агрессии, Украина стала на защиту объединенной демократической Европы и всего свободного мира", – говорится в тексте документа.