Прогулка по Одессе: Маяковский, Бабель и дом с фокусами
В квартире №4 бывали Алексей Толстой, Вера Инбер, Владимир Маяковский и Исаак Бабель. Фото: Соцсети
Улица Льва Толстого — одна из старейших и важнейших в Одессе, ведь соединяет бандитскую Молдаванку с центром. Она появилась в 1828 году и именовалась на картах — в честь болгарского купца. В 1908 году Гулевого "вытеснил" временный одесский генерал-губернатор Карангозов, который сумел усмирить взбунтовавшихся матросов на броненосцах (после смерти офицера на Кавказе улочку переименовали в его честь). А имя писателя она получила в 1923 году.
Школа знаменитого разведчика
Мощенная брусчаткой улочка начинается со школы №121. Ее построили в 1936 году из камней взорванного большевиками Преображенского собора. Здесь учился разведчик подпольного отряда Молодцова-Бадаева Яша Гордиенко, благодаря которому в годы ВОВ было спасено 50 военнопленных и который не раз предупреждал партизан в катакомбах об опасности. Ранее в доме на месте школы жила семья ассистента кафедры минералогии Михаила Сидоренко, у которого отдыхала и лечилась поэтесса Леся Украинка.
Станция Мечникова — вторая после Парижа, и скорая Толстого
На другой стороне улице, сразу напротив школы, расположился дом, где в 1886 году была открыта вторая в мире (первая была в Париже) бактериологическая станция, на которой делали первые в Российской империи прививки от опасных заболеваний, среди которых и бешенство. Станцию основали ученые Илья Мечников и Николай Гамалея. А в соседнем доме жил основатель кафедры микробиологии Новороссийского университета и первый ректор клинического института на базе Еврейской больницы Яков Бардах. Он был личным врачом семьи Толстых и стал первым руководителем станции скорой помощи, которую создал граф Михаил Михайлович Толстой.
Дом телеграфиста-любовника
Сразу за школой по нечетной стороне улицы раньше находился круглосуточный телеграф. Здесь же работал начальник почтово-телеграфного округа Лаврентий Маевский. По легенде, один из главных телеграфистов города (был ли это Маевский — история умалчивает) стал инициатором трагического любовного треугольника. Его якобы избрали в роли жениха для княжны Елены Демидовой, но чиновник скрыл, что у него уже есть невеста Соня. Узнав об измене телеграфиста, своенравная Соня облила лицо аристократки кислотой. Краеведы предполагают, что именно по этой причине сохранилась только одна фотография княжны, где она сидит в профиль.
Выпускников Мариинской гимназии очень ценили даже за рубежом
На углу улиц Льва Толстого и Новосельского находится здание Мариинской гимназии — первое женское учебное заведение такого типа в городе. Как рассказывает краевед Юрий Парамонов, выпускников направляли работать в Болгарию, Черногорию и Сербию, что по тем временам было очень престижно. Девушек обучали Закону Божьему, математике, географии, русскому языку и словесности, истории, физике и рукоделию. Чем старше был класс, тем дороже стоило обучение: например, с 1-го по 4-й год плата составляла 50 рублей, а на 8-м, когда ученицы сдавали экзамен на учительниц, — 100 рублей. Кроме того, за изучение необязательных предметов приходилось дополнительно отдавать еще 15 рублей.
Дом Маяковского, Инбер и Бабеля
Через дорогу от гимназии в доме купца 1-й гильдии Михаила Ближенского собирался свет литературного общества 1920-х годов. В квартире №4 бывали Алексей Толстой, Вера Инбер, Владимир Маяковский и Исаак Бабель. В этой же квартире принимали одного из первых дипломатов Советского Союза Вацлава Воровского. А в следующем здании постройки конца ХIХ —начала ХХ века, по словам краеведа Юрия Парамонова, в 1905 году торговал книгами мещанин Рохвергер Герш Абрам-Бейеров. Был он, похоже, заядлым книголюбом, ведь держал такие же лавки на улицах Троицкая и Большая Арнаутская.
Дом, в котором все оживало
В одноэтажном баракообразном доме, расположившемся на перекрестке улиц Льва Толстого и Новосельського, который принадлежал Трахтенбергу, в декабре 1912 года открыли иллюзион "Дни нашей жизни". С фокусами и иллюзионистами это заведение ничего общего не имело и являлось одним из первых кинотеатров, которым владела госпожа Подобед. Поскольку для людей того времени кино было настоящим чудом, то некоторые хозяева иллюзионов, помимо билетов на сам фильм, продавали специальные талончики на "чудо оживления" — возможность побывать в будке киномеханика и посмотреть за экран.
Дом с грифонами и грузинское консульство
На углу Каретного переулка, по правую сторону, можно увиде
ть красивое серое здание в четыре этажа. Когда-то это был доходный дом Молчановой, но среди одесситов он больше известен как дом с грифонами из-за мифологических существ на фасаде. Здание построено 100 лет назад, в 1914 году. Когда-то тут находился магазин, в котором продавали фрукты, овощи и консервацию. В подъезде даже сохранилась внутренняя отделка. Соседствует с магазином здание женского коммерческого училища Кефера и Ферстера, в котором маленьких девочек обучали языкам и естественным наукам. Позже здесь открыли грузинское консульство.
Старинные склады под снос
Заканчивается улица площадью Льва Толстого, в центре которой возвышается скромный памятник писателю. Гранитную глыбу, увенчанную бюстом Толстого, установили в 1967 году по инициативе рабочих Центрального района города. Когда-то сразу за площадью находились арсенал и армейские казармы, которые тянулись вдоль первой границы зоны порто-франко. Позже солдатские помещения переоборудовали в продовольственные склады, а прилегающий к ним переулок в ХIХ веке даже называли Провиантским. В феврале 2014 года старинные склады начали сносить, а их территорию отдали под застройку.