Сколько можно отдыхать: вредны ли выходные для экономики
Специалисты советуют отдыхайть без зазрения совести. Фото: svoyaki.com.ua
Традиционные майские праздники в этом году в сочетании с субботами и воскресеньями "дали" целых 13 выходных. Это подняло волну уже традиционного обсуждения: а можем ли мы позволить себе столь длительные отдых, пока экономика стагнирует, а в стране война?
В преддверии мартовских выходных экс-министр экономического развития Павел Шеремета написал в своем Facebook "Для защиты Украины следовало бы отменить часть существующих выходных, чем вводить новые". В конце апреля его поддержал и журналист Денис Бигус "В мае в Украине будет 13 (ТРИНАДЦАТЬ) выходных дней. А потом все эти люди захотят пенсию от государства". Впрочем, так ли оправдано это негодования?
ЕС: трудоголики и ленивцы
По подсчетам аналитиков Информационной кампании StrongerTogether, из 365 дней в 2014 году 104 были выходными (субботы и воскресенья), десять дней пришлось на государственные праздники: Новый год, Рождество, 8 марта, Пасха, 1 и 2 мая, День Победы, Троица, День Конституции и День Независимости. Наконец, КзоТ гарантирует наемным работникам 24 дня ежегодного оплачиваемого отпуска. Таким образом, 138 дней в 2014 году (почти 40%!) мы отдыхали. В этом году отдыхать будем еще один день – 14 октября, новоназначенный Верховной Радой в марте День защитника Украины.
Казалось бы, механически уменьшить число выходных, например, вдвое и на выходе получить пропорционально увеличенный ВВП – вот он, рецепт экономического роста.
На деле, конечно, не все так просто: если бы экономические проблемы можно было решать, продлив рабочее время, перед нами не стояла бы сейчас проблема безработицы и неполного использования производственных мощностей. Производительность труда связана с количеством рабочих часов в году, но зависимость эта обратная, говорят статистические данные ОЭСР по наиболее экономически развитым странам мира.
Из стран ЕС лидерами по часам, отработанным среднестатистическим работником в 2013 году, являются Греция, Польша и Венгрия. Список продолжают страны Центральной и Восточной Европы, а также жертвы кризиса 2008 г. – Ирландия, Италия, Португалия. Между тем, одни из наиболее развитых стран ЕС – Нидерланды и Германия – занимают, соответственно, последнее и предпоследнее места. В "ленивой" части списка также Норвегия, Дания, Франция, Словения, Бельгия, Швейцария.
Примерно та же картина, кстати, и со средним количеством фактически отработанных рабочих часов в неделю: главными "трудоголиками" являются страны второго и третьего эшелона, то есть именно те, которые находятся внизу рейтинга производительности труда. При этом, в Польше один человеко-час "стоит" $28,4, а в соседней Германии – $62,2.
Это неудивительно, ведь производительность труда по определению обратно пропорциональна его длительности. Если в стране не внедрены технологии, позволяющие более эффективно распоряжаться трудовыми ресурсами и идти интенсивным путём развития, то приходится добиваться роста ВВП экстенсивным путём "трудовых подвигов" от заката до рассвета. Правда, значительных результатов эта стратегия не может обеспечить в сегодняшней экономике, и хвалиться тут нечем: как правило, высокая продолжительность рабочего времени является признаком технологической отсталости страны.
Производительность вообще мало зависит от усердия работников: главным образом она растёт пропорционально инвестициям в технологии и основные фонды. Вот с этим действительно у Украины большие проблемы по сравнению со странами ЕС.
Инвестиционная деятельность в последние 20 лет была на очень низком уровне, и в результате общая производительность экономики действительно серьёзно падала – но вовсе не в результате выходных дней и отпусков.
Всем к верстатам и станкам?
В каждой стране законодательство устанавливает ряд официальных праздничных дней, которые являются выходными. Не везде они оплачиваются работодателем, но общее фактическое количество нерабочих праздничных дней (от 7 в Греции до 15 в Словакии) в большинстве случаев превышает украинский показатель (11).
Например, в Англии нерабочими днями являются 1 января, пятница накануне Пасхи и понедельник после нее, первый понедельник мая, последний понедельник мая (введён в 1965 г. вместо "плавающего" понедельника после Троицы) и последний понедельник августа.
Таким образом, людей стимулируют устраивать себе каникулы на Новый год и в апреле-мае. Названия праздников не важны: многие даты не имеют вообще никакого официального "обоснования", а те, которые имеют (Пасха и Рождество), давно уже воспринимаются повсеместно в Западной Европе обыкновенными светскими праздниками.
В Польше перечень праздников, как и в Украине, заметно изменился за последние 25 лет, но их общее количество осталось примерно таким же. Особенно примечательна история Первомая: после 1989 года Сейм не решился отбирать у населения майские выходные, поэтому праздник просто переименовали из "Дня всемирной солидарности трудящихся" в "Государственный праздник".
К тому же, на 3 мая назначили еще один праздник – годовщину принятия конституции 1791 года. В результате польские трудящиеся, как и украинские и западноевропейские, получили фактические дополнительные майские каникулы: нормой является перенос рабочих дней в мае, да и в зимний сезон тоже. Например, сейчас у поляков будут долгие выходные 25-28 декабря, а потом 1-6 января. Желающие могут взять ещё три дня отпуска и не выходить на работу две недели подряд.
Между прочим, в Польше список праздников не сужается, а наоборот, расширяется: уже после наступления кризиса, в 2011 г. поляки начали официально праздновать Богоявление.
Наконец, удовлетворенность условиями труда, восприятие их как справедливых и, как следствие, готовность хорошо работать за хорошую зарплату и длинные отпуска – тоже важный фактор повышения отдачи от каждого работника, который в масштабе страны перевешивает нормы оплаты труда или дополнительную прибыль от отменённых отпусков.
Одним из факторов потери темпов экономического роста в СССР брежневских времен была специфическая трудовая этика тех времен: "вы думаете, что платите нам, а мы думаем, что на вас работаем". Что касается сегодняшнего ЕС, то уровень удовлетворенности работой закономерно выше в Норвегии, Нидерландах и Германии (79%, 75% и 73%, соответственно), чем в "трудолюбивых" Словакии, Греции и Венгрии (61%, 57%, 57%).
Будущее экономики, похоже, в инвестициях и модернизации, но никак не в отмене выходных. Даже наоборот – ударный труд мог давать экономический результат на заре индустриализации, но не в условиях нынешней экономики. Поэтому специалисты советуют – отдыхайте без зазрения совести!
Денис Горбач, Валентина Кузык, Информационная кампания Stronger Together