суббота, 20 апреля 2024

Ученые обнаружили необычный эффект от просмотра фильмов Хичкока

Альфред Хичкок. Фото из архива "Сегодня"

Нейрофизиологи проследили за реакцией мозга зрителей на триллеры Альфреда Хичкока и обнаружили, что они в буквальном смысле затягивают человека внутрь себя, заставляя его игнорировать окружающий мир и обращать внимание только на сюжет, говорится в статье, опубликованной в журнале Neuroscience, сообщает "РИА Новости".

"Многие люди часто говорят, что они растворяются в перипетиях происходящего на экране телевизора или на полотне кинотеатра, особенно когда фильм хороший – все окружающее для них полностью исчезает. Теперь у нас есть нейрофизиологические данные, которые говорят о том, что зрители действительно "утягиваются" в сюжет фильма", — заявил Мэтт Бездек (Matt Bezdek) из Технологического института Джорджии в Атланте (США).

Бездек и его коллеги пришли к такому выводу, наблюдая за активностью мозга нескольких добровольцев, просматривавших "Человека, который слишком много знал", "К северу через северо-запад" Хичкока или "Чужого" Ридли Скотта, находясь внутри магнитно-резонансного томографа.

Как рассказывают ученые, кинокадры выводились не на пустой экран, а внутри своеобразной рамки из мигающих и постоянно меняющихся "шахматных" узоров из белых и черных клеток. Эта рамка, по задумке ученых, должна была отвлекать зрителей от происходящего на телеэкранах.

Эти наблюдения помогли ученым раскрыть любопытный феномен – когда по сюжету фильма наступал тревожный или интригующий момент, активность в так называемой зрительной борозде мозга, отвечающей за обработку визуальных сигналов, резко менялась.
Как оказалось, в такие времена активность в тех участках борозды, которые отвечали за периферийное зрение и наблюдение за квадратиками, резко падала, тогда как нейроны, отвечавшие за центральную часть поля зрения, были максимально активными. Это означает, что доброволец фактически не обращал внимания на то, что происходило вокруг него, и фокусировал внимание на происходящее в фильме.

Подобная реакция, которую ученые называют "туннельным зрением", наблюдалась и в ряде других областей мозга, отвечавших за распознавание зрительных образов. Как полагают ученые, эта особенность работы нашей нервной системы помогает нам лучше запоминать то, что происходит в важные моменты нашей жизни, а также позволяет, достаточно неожиданно, переживать то, что происходит на экране, как если бы это случалось в реальности с нами.