пятница, 29 марта 2024

Астрономы обнаружили возле Земли целое семейство потенциально опасных астероидов-"изгоев"

Астрономы обнаружили возле Земли целое семейство потенциально опасных астероидов-«изгоев». Фото: nasa.gov

Телескоп WISE помог ученым обнаружить целое семейство потенциально опасных околоземных небесных тел, которые были "изгнаны" со своих начальных орбит в результате столкновения их гигантского прародителя – астероида Евфросины – с неким другим объектом Солнечной системы, сообщает НАСА, передает РИА Новости.

"Объекты из этого семейства находятся в слабом резонансе с орбитой Сатурна, и это взаимодействие в конечном итоге переводит их на околоземные орбиты. Что примечательно, данный процесс "предпочитает" выталкивать самые крупные астероиды из семейства Евфросины на траектории, ведущие к рандеву с Землей", — заявил Джозеф Масиеро (Joseph Masiero) из Лаборатории реактивного движения НАСА (США).

Масиеро и его коллеги из коллаборации NEOWISE открыли это необычное семейство астероидов и нашли их прародителя, используя инфракрасный телескоп WISE и те данные, которые он собрал во время поисков тусклых и малозаметных околоземных объектов с момента его "воскрешения" в 2013 году.

Как отмечают ученые, большая часть астероидов и почти все планеты вращаются по орбитам, расположенным внутри или не отклоняющимся сильно от плоскости эклиптики (воображаемой поверхности, по которой Земля движется вокруг Солнца). Только Плутон, кометы и ряд объектов на дальних подступах Солнечной системы нарушают это правило. Такие объекты, как объясняют астрономы, гораздо сложнее искать и раскрывать перипетии их жизни.

Планетологам из НАСА удалось пополнить число таких "нарушителей" во время наблюдений за космическим пространством над и под так называемым главным поясом астероидов – пространством между орбитами Марса и Юпитера, где живут почти все известные астероиды, обладающие собственным именем.

В это пустоте WISE обнаружил сразу несколько астероидов-"изгоев", вращавшихся по необычно наклоненным орбитам, проходившим в близости от Земли. Вычислив их орбиты, астрономы пришли к выводу, что они принадлежат к так называемому семейству Евфросины.

Оно представляет собой группу из почти полутора тысяч астероидов, возникших в результате столкновения крупного астероида диаметром в 260 километров, с каким-то другим небесным телом примерно 700 миллионов лет назад.

Астероиды из этого семейства сближаются с Сатурном в самой дальней точке своей орбиты, и гравитационные взаимодействия с планетой-гигантом, как показали расчеты Масиеро и его коллег, нередко "изгоняют" их на новые орбиты, проходящие в близости от Земли.

Как подчеркивают ученые, данные небесные тела не представляют особой угрозы для Земли, однако в пустоте над и под плоскостью эклиптики могут скрываться и другие темные и невидимые в оптическом диапазоне астероиды, поиском, каталогизацией и оценкой опасности которых и занимается NEOWISE, заключают астрономы.