Интервью депутата сейма Латвии: Не пойму, как люди в Украине могут выжить на 80-100 евро в месяц
Фото: "Сегодня"
- Мы знаем, что Вы очень часто бываете в Украине. В последний раз приезжали в Чернигов вначале апреля…
- Стараюсь бывать пару раз в месяц. Начинали мы с сотрудничества с Львовской областью, я был на нескольких бизнес-форумах во Львове, у меня там друзья. А с губернатором мне постоянно "везло": каждый раз, когда мы договаривались о встрече, выходило так, что наш почетный консул сообщал о смене губернатора. Надеюсь, что новый губернатор задержится дольше. Бывал в Черниговской области, туда же приезжал наш министр сельского хозяйства. Снова приехать в Украину собираюсь в июне. Ваши депутаты также приезжали к нам.
- Украина изменилась после Майдана, незаконной аннексии Крыма, войны на Донбассе?
- Я знаю хорошо Львовскую и Черниговскую области и Киев. Они очень разные. Во Львовской области атмосфера в ресторанах и на улицах открытая, люди более свободные. В Киеве шикарные машины, магазины, рестораны.
Но когда начинаешь разговаривать с людьми: с одной стороны они оптимистичны, с другой – угнетенные. Понятно, что война. Но они понимают, что после Майдана почти ничего не изменилось.
В Риге в 1991-м я лично стоял на баррикадах возле Сейма (В январе 91-го руководство СССР пыталось помешать Латвии стать независимой: 12-13 января в Вильнюсе советские военные и спецназ напали на участников мирных акций, на следующий день после кровавых событий в Риге на манифестацию вышло более 500 тыс человек – Авт.). Тогда за одну ночь мы возвели баррикады, стянули всю тяжелую технику на мосты, чтобы советские войска не проехали. На другую ночь после того, как я стоял на баррикадах, у меня родился сын.
Но у вас на Майдане гибли люди, сравнивать Латвию и Украину не буду. Но сразу после 1991-го мы начали реформы. Да, было трудно, была коррупция, но мы постепенно с этим боролись. Конечно, у нас ругают парламент, как и везде, но есть сдвиг, люди начали лучше жить, никто этого не оспорит.
- В Украине, к примеру, проводят реформу ЖКХ – тарифы взлетели в разы…
- Мы были в селах в Черниговской области. У нас такая разруха была в конце 70-х..
Я не пойму, как люди могут выжить на 80-100 евро в месяц при росте тарифов на газ в 4 раза, бензин – около евро. Как может прожить семья с двумя-тремя детьми?
Как платить коммуналку? А зарплата депутатов? У вас нардепы получают 140 евро. Но когда я увидел, в каких домах они живут, у меня вопрос – откуда (деньги на эти дома – Авт.). Когда мы разговаривали с обычными украинскими людьми, они говорили, что готовы за свободу терпеть все. Но если ситуация не меняется… Люди могут просто не выдержат. И если они опять выйдут на улицу, это может разрушить страну.
- Некоторые депутаты в Украине жалуются на маленькую зарплату…
- У нас депутат получает около 2 тыс евро, нет никаких надбавок. Не оплачивают даже телефон. Но если ты не из Риги, аренду жилья оплачивают, или бензин, который тратишь, чтобы добраться из пригорода до Сейма. Как и у вас, депутаты Сейма не могут быть одновременно депутатами и бизнесменами. Понятно, есть разные "схемы", но у нас реально работает Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. Кстати, его экс-замначальницу Юту Стрике могут отправить в Украину. Мне кажется, может это поможет, она женщина очень хваткая, никому не позволит ни вправо, ни влево пойти. Ведь если своего назначать, как он сможет пойти против своих. Еще главное, чтобы была команда сверху, политическая воля президента, премьера…
- Но как президент может требовать чего-то от подчиненных, когда сам не выполняет обещаний. Петр Порошенко до сих пор не продал свой бизнес, в том числе и в РФ…
- Вы не первая, кто мне об этом говорит. Знаете, маленькие украинские компании становятся банкротами, а Roshen работает…Еще и в Липецке – это неправильно. Когда я был в Раде, в первый день все было нормально, а во второй, когда мы смотрели заседание по телевизору, в Раде даже подрались! У вас там 450 депутатов! Я сравниваю с нашим Сеймом, где 100 депутатов, с которыми мы даже иногда не можем справиться... И у нас в Сейме бывает, спорят, но не ругаются и не устраивают драки. К примеру, я был в Венеции (Италия). У них есть отдельные от центрального свои региональные парламенты. В Венеции выборы в парламент пройдут в конце мая. Но даже они, успешная и богатая страна, сократили количество депутатов с 50 до 40 человек.
- Сейчас в Верховной Раде 423 нардепа. Но реально посещают пленарные заседания меньше 300 человек…
- У вас же нынешняя Рада выбиралась по смешанной системе выборов? Половина депутатов прошли в парламент по одномандатным округам. Я считаю, что при такой системе у депутата больше ответственности перед народом. Прошло какое-то время, ты должен прийти и отчитаться перед избирателями. Если не справляешься, на следующий срок тебя просто не выберут.
- А в Латвии есть возможность отзыва депутатов?
- Нет. Как и в Украине, его могут лишить мандата после голосования в Сейме, если, к примеру, против него завели уголовное дело. Если депутат превысил скорость, сразу оштрафовать его полицейский не может. Тогда полиция направляет обращение в комиссию Сейма по этике. Последняя выносит вопрос на голосование в сессионный зал, и, чтобы оштрафовать нардепа, нужно большинство голосов. Но если кто-то "проштрафится", комиссия этики Сейма может сделать депутату выговор. Самый большой штраф, когда депутата отстраняют от трех заседаний. По нашим законам, если ты без уважительной причины не был на пленарном заседании, отнимается 20% от зарплаты. Был у нас депутат, который, по его словам, забыл уплатить налоги. Против него завели уголовное дело, а Сейм проголосовал за его "выдачу" органам, отстранив его от работы. Формально он считается депутатом, а пока идет расследование, он получает только 20% от зарплаты. То есть, из 2 тыс евро зарплаты он получает всего 400 евро.
- Когда Украина может стать членом ЕС?
- Вам надо проводить реформы. Я обыкновенный депутат, но те, кто сидят "выше" в ЕС, говорят то же самое.
К примеру с безвизовым режимом есть одна проблема: пока открыта граница с РФ на 400 км, кто нам в ЕС даст гарантии безопасности?
Если бы несколько лет назад мне сказали, что Украина будет воевать с РФ (официально Россия отрицает присутствие на Донбассе своих военных – ред.), я бы этому человеку ответил, что у него не все в порядке с головой. Кто мог подумать, что два братских государства, народа будут воевать в центре Европы? Никто. Вот что может делать один человек (президент РФ Владимир Путин – Авт.).
- Достаточно ли того, что делает ЕС для Украины?
- Все ищут дипломатический путь решения проблемы, ведь политику РФ сложно спрогнозировать. Сейчас – Украина, а где гарантии, что завтра на этом месте не будет Прибалтика? В преддверии Второй мировой тоже соглашались (с нацистской Германией – Авт.), заключали пакты (пакт Риббентропа-Молотова между Германией и СССР – Авт.) и все верили, что ничего не будет.
Теперь все ищут пути переговоров, чтобы вернуть Путина к здравому смыслу, но получится ли?
Страны Прибалтики маленькие, во всех конфликтах мы были пострадавшей стороной. Есть большая четверка – Франция, Германия, Америка и Россия. В Европе почти все решают Франция и Германия. Да, сейчас Латвия председательствует в Совете ЕС, мы под крылом НАТО и все твердят, что Альянс поможет. Но если пришел час пик (если вдруг РФ нападет на Прибалтику – Авт.), кто знает? Я понимаю, у ЕС есть экономсвязи с РФ, как, к примеру, показывает история с Францией и "Мистралями". Но если начнется война, думаю, такой войны как Вторая мировая больше не будет. Там где локальный конфликт, там можно воевать танками, но если конфликт глобальный, все решать будет только одна кнопка (в ядерном чемоданчике – Авт.). Я честно не знаю, когда закончится война на Донбассе. Я не вижу, что должно произойти, чтобы полностью ее остановить.
Мне кажется, что РФ выгодно поддерживать такую ситуацию, чтобы Украина становилась слабее и слабее.
- Санкции против РФ больно ударили по Латвии. На какие рынки Вы переориентировались?
- У меня хорошие контакты с китайской стороной. При поддержке МИДа я помог организовать визит нашего министра сельского хозяйства в Китай. В итоге мы получили лицензию на продажу молочной продукции на китайском рынке. Рынок РФ закрылся, мы это почувствовали, а Украина – еще больше. Но нужно выходить на восточный и арабский рынки, которые открыты и которым нужны наши продукты. Одна из основных отраслей Черниговской области – АПК. Ваша молочная продукция через Латвию может попасть восточный рынок. То же с зерновыми и так дальше.
- Но есть квоты…
- У нас тоже были квоты на молоко (для Латвии до 1 апреля 2015-го квота на экспорт молока в ЕС составляла 781,1 тыс т – Авт.). Мы боялись, что по итогам 2014-го мы продали больше нормы. А за это Еврокомиссия могла оштрафовать Латвию более чем на 2 млн евро. Но, слава Богу, в 2014-м мы недовыполнили план на 1% (смеется – Авт.).
- Если конкретный украинский предприниматель хочет выйти на европейски рынок, что ему делать?
- В каждой стране ЕС есть торгово-промышленные палаты, которые сотрудничают с посольствами разных стран. В Украине есть консульства Латвии, в посольстве – человек, который занимается развитием экономсвязей наших стран. Так и работаем. К примеру, ко мне обращается почетный консул Латвии в Украине с информацией, что у вас есть предприятие, которое бы хотело сотрудничать с Латвией. Я свожу это предприятие с латвийскими предпринимателями.
Когда я был в Чернигове, со мной приезжали не только депутаты Сейма, но и некоторые латвийские предприниматели. Мы были на заводе, который производит детские кроватки, на заводе канцелярских изделий, сладостей, обоев. Специально в Чернигов на встречу с нами приехали предприниматели из Черкасс, которые производят детские игровые площадки. Наши и украинские предприниматели поговорили, обменялись "имейлами", и начали работать.
Для начала украинские производители должны найти покупателей в стране ЕС, потом предоставить им свой прайс-лист. Когда мы встречались с хозяевами кондитерского бизнеса в Чернигове, они организовали дегустацию. Должен сказать, очень вкусно, у вас нет таких примесей (как в европейских продуктах – Авт.), вкус совсем другой. В Чернигове мы посещали и два молокозавода: один работает с маленьким количеством фермеров и уже давно перешел на евростандарты, успешно отправляя продукцию в ЕС; другой, которому уже больше 50 лет, – работает с более чем 4 тыс крестьянами. Но когда работаешь с таким количеством домохозяйств, никогда не сможешь проконтролировать качество продукции. Да и этот второй завод, в основном, работает на внутренний рынок.
Нам дали попробовать их сметану: когда ее ешь, в которую ничего не добавлено, это совсем другой вкус. У нас также производят сметану и молоко…Но если молоко нормальное, через три дня оно скисает. А у нас молоко может стоять месяц, и не скисает.
- Помимо договоренностей с покупателями в ЕС, украинским нужно проходить сертификацию…
- Да, должен был евросертификат на продажу и сертификат качества ISO. Но многие украинские производители их уже получили. И чтобы выйти на еврорынок, им лишь нужно договориться о цене, объемах и транспортировке.
- Как насчет сотрудничества в вопросах культуры?
- В этом году исполняется 150 лет с дня рождения выдающегося поэта Латвии Яна Райниса. Я знаю, что гимн Львовского драматического театра – это наша народная песня. И прошлой осенью у них была премьера спектакля Райниса "Вой ветерок!", я там был. С руководством мы договорились о совместном проекте: показать такой спектакль в Чернигове, а потом привезти в Латвию. А уже наш театр, с другим спектаклем Райниса, поедет в Украину. Сделаем такой культурный обмен.
- Не жалеете, что в Юрмале больше не будет "Новой волны"?
- В финансовом плане Юрмала, конечно, потеряла (около 17 млн евро – Авт.). За то время, пока проходили концерты ("КВН", "Новая волна"), богачи оставляли очень много денег. Но лично я бы никогда не пошел на этот концерт. Если мне так захочется, я посмотрю по телевизору. Мне кажется, нужно развивать мировые и европейские мероприятия. К примеру, на прошлых выходных в Юрмале прошел мужской турнир по пляжному волейболу. Нужно организовывать именно такие мероприятия.